Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 21.12.2024, 20:13:22
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР РАСТЕНИЙ [14]

«СЛЫШАТ» ЛИ РАСТЕНИЯ!

«Учись вниманью длинных трав...» А способны ли травы «внимать»? Даже маленьким детям известно, что у растений нет никаких органов чувств — ни зрения, ни слуха. Могут ли ра­стения слышать музыку? Нет, сказали бы ученые лет тридцать—сорок назад. Да, гово­рим мы сейчас. Многочисленные опыты, по­ставленные исследователями разных стран, с полной достоверностью показали, что растения определен­ным образом реагируют на звуки, в том числе и на музыку. У них даже выявлены «музыкальные вкусы». Оказывается, больше всего наши зеленые друзья любят низкие звуки, пре­обладающие в природе: рокот морских волн, бьющих о берег, грохот грома, журчание реки и гудение шмеля. Песни, испол­няемые низкими голосами, заставляют растение быстрее расти.


Так ли это? Невероятно, но это так.

Например, австралийские садоводы утверждают, что банан дает более крупные плоды, если вблизи от этой гигантской травы в течение долгого времени по нескольку часов в день играет музыка, в которой преобладают басовые ноты. В Канаде был проделан следующий опыт: в три изолированных отсека посеяли пшеницу. В первом отсеке круглые сутки гудел бас. Во втором пел высокий голос. В третьем отсеке соблюдалась полная тишина. И что же? Пшеница, «слушающая» басовую музыку, дала почти в четыре раза больше побегов, чем та, которая росла в тишине. Высокий голос тоже повысил урожай пшеницы, но вполовину меньше, чем бас.

В США в двух теплицах, при совершенно одинаковых усло­виях были посеяны кукуруза и соя. В одной из теплиц круглые сутки звучали мелодии, а в другой стояла тишина. Результаты превзошли все ожидания. В «музыкальной» теплице всходы появились на несколько дней раньше и были они такие здоро­венькие, крепенькие по сравнению со своими «тихими» братья­ми, будто и впрямь танцевали под музыку! Те же результаты показала мимоза, бархатцы и многие другие растения.

Мало того, некоторые ученые считают, будто росту растений способствует только классическая музыка, а джазовая его за­держивает. Этому можно поверить, если учесть, что в джазовой музыке, как правило, преобладают резкие, визгливые, громкие звуки, плохо переносимые растениями. Среди цветов бывают неженки. Гвоздика, например. Если ее поставить рядом с ра­ботающим на полную громкость радиоприемником, то через некоторое время она, оглушенная, завянет.

Возникает вопрос — как растения воспринимают звуки? Для того чтобы на него ответить, нужно вспомнить, что любой звук представляет собой волнообразно распространяющиеся колебательные движения воздуха (или воды). Если эти коле­бания медленные, звук получается низкий, если быстрые — звук высокий.

Оказывается, звуковые волны воздействуют на все расти­тельные клетки. Когда вблизи от растения играет музыка, в это время в его клетках усиливается движение внутреннего клеточного содержимого, а хлорофилловые зерна внутри зеле­ного листа начинают поглощать больше солнечных лучей. Та­ким образом, все жизненные процессы в растении ускоряются.

Растения, не имея ушей, все же «слышат» лучше, чем люди. Ведь мы с вами улавливаем не всякий звук. Очень низких и очень высоких тонов мы не слышим. А растения их воспри­нимают и отвечают на озвучивание своим поведением. Были проделаны бесчисленные эксперименты, доказывающие бла­готворное влияние очень высоких, неслышимых нами звуков (которые зовут ультразвуками), на рост и развитие растений. В сельском хозяйстве даже специально применяют ультразву­ковую обработку семян культурных растений для ускорения их прорастания и получения более дружных всходов. Ультразвук увеличивает поглощение воды семенами, повышает содержание хлорофилла в клетках листа, вызывает усиленный рост моло­дых корешков. Так ведут себя по отношению к ультразвуку и пшеница, и горох, и картофель, и сахарная свекла, и многие другие культуры.

Однако слишком высокий ультразвук, другими словами, слишком частые звуковые волны вызывает, наоборот, угнете­ние живых организмов. Растение быстро «устает» от такого звука и начинает подвядать. Но стоит только прекратить му­чить подопытное растение, как оно «приходит в себя».

Не было еще случая, чтобы растение «ошиблось» — вы­росло вверх корнями, а вниз — цветками. Оно «знает», как надо расти. Оно чувствует силу тяготения Земли и ее вращение вокруг своей оси.

Все звезды и планеты вселенной являются большими маг­нитами. И наше Солнце — магнит, и наша Земля — магнит, и все тела на Земле — магниты, и все атомы, составляющие эти тела, каждый в отдельности, обладают в большей или меньшей степени магнитными свойствами.

Магнетизм Земли оказывает огромное влияние на жизнь растений. Не успеет зародыш семени проклюнуться, как его крошечный беленький корешок уже «чувствует», где находит­ся Северный полюс, а где — Южный. Если посеять в стеклян­ных сосудах пшеницу, кукурузу, хлопчатник или горох и не трогать эти сосуды, то будет видно, что проклюнувшиеся из семян корешки этих растений совершенно явно тянутся в сторо­ну Южного полюса.

Делали такой простой опыт: в одном сосуде семена хлоп­чатника, кукурузы и подсолнечника укладывали на мокрую фильтровальную бумагу таким образом, чтобы корешок за­родыша семени смотрел прямо на юг. В другом сосуде — на север. В третьем — на запад, а в четвертом — на восток. Повер­нутые к Южному полюсу семена прорастали дружнее, чем все остальные. У проростков-«южан» быстрее развивался корешок и образовывались придаточные корни. В северном, восточном и западном сосудах корешки проростков в конце концов изги­бались тоже в южную сторону.

Еще показательнее влияние искусственного магнитного по­ля на прорастание семян. Когда мы помещаем семена между двумя полюсами искусственного магнита, в любом случае ко­решки проростков обнаруживают отчетливое отклонение в сторону меньшей напряженности поля магнита, как бы уходят от его действия. Прорастают же быстрее те семена, корешки зародышей которых были повернуты к южному полюсу маг­нита. Больше того, полежав между двумя полюсами магнита, семя само становится маленьким магнитиком. Если такое намагниченное семечко подвесить на тонкой шелковой нитке, чтобы оно свободно могло вращаться, то семечко превращается в стрелку компаса: оно точно устанавливается по направле­нию север—юг. Сухие семена пшеницы после их предваритель­ного намагничивания прорастают более интенсивно, чем обыч­ные. Магнитное поле в два раза ускоряет прорастание семян овса, ячменя, льна, ржи и кукурузы. Если зеленые помидоры поместить между полюсами магнита, они созреют быстрее контрольных. Особенно те, которые лежат поближе к южному полюсу магнита. В магнитном поле у растений усиливается дыхание листьев, быстрее растут стебли и корни. Когда напря­жение магнитного поля увеличивают в четыре раза по сравне­нию с земным, семена злаков дают более крупные всходы, все клетки которых увеличены в размерах.

Но слишком сильное магнитное поле будет, наоборот, от­рицательно влиять на растения, нарушая их развитие. Это очень хорошо заметно в районах залежей железной руды — в областях магнитных аномалий, где напряжение магнитного поля в десятки раз превосходит обычное. Там угнетены не только растения, но и животные и люди чувствуют себя «не в своей тарелке».

Интересно, что у некоторых растений, выросших на свободе, ветви располагаются по меридиану, в направлении с севера на юг. Особенно хорошо такая закономерность проявляется у молодых экземпляров туи западной. Как правило, большинство ее веток ориентировано меридионально.

Почему же растение притягивается магнитом? Почему очень сильное магнитное поле вредно действует на живые организмы? На эти вопросы наука точного ответа пока не дает. Ученые лишь предполагают, что в каждой клетке любого растения и животного ее жидкое содержимое старается «убе­жать» от действия северного магнитного полюса, будь то полюс Земли или полюс искусственного магнита. Когда же напря­женность магнитного поля слишком большая, «бежать» уже некуда и живой организм от этого страдает.

Но предположение еще не доказательство. Эту тайну при­роды предстоит окончательно разгадать, может быть, кому- нибудь из вас.

Кроме магнитного, у Земли имеется еще и электрическое поле, которое, конечно, оказывает влияние на все живые организмы, в том числе и на растения. Давно замечено, что частые грозы благотворно влияют на рост и развитие сельско­хозяйственных культур, сокращая сроки созревания и улучшая качество урожая.

Такая же картина наблюдается вблизи от молниеприемни- ков и высоковольтных электрических линий. Было проделано множество экспериментов, доказывающих, что пропущенный через почву слабый электрический ток заставляет быстрее прорастать семена, повышает урожай многих растений — по­мидоров, сахарной свеклы, гороха и др.

Любой небольшой электрический разряд растение воспри­нимает как хороший глоток тонизирующего напитка. У него ускоряются все жизненные процессы — и дыхание, и испаре­ние, и образование Сахаров, и всасывание корнями минераль­ных веществ. Растение становится более плодовитым и скоро­спелым. Причем на «электропитание» подобным образом реаги­руют не только травы, но и деревья. Например, при обработке электрическим током семян яблони повысилась их всхожесть, а со взрослых деревьев, «подкормленных» электричеством, сняли больше яблок.

Американские ученые придумали оригинальный способ лечения деревьев от рака и других неприятных болезней. Вес­ной внутрь дерева ненадолго вводят электроды и включают переменный ток. Он поступает к веткам, в корни, в почву. Продолжительность каждого сеанса зависит от состояния здо­ровья «пациента». Уже после одного курса лечения на дереве появляются новые побеги, обновляется кора, зарубцовываются поврежденные места. Вот какое волшебное действие оказывает на больные деревья электрический ток! Но только слабый. Сильного тока растения не переносят. На их листьях появ­ляются настоящие глубокие ожоги, и растение, будь то дерево или трава, погибает.

Сколько удивительного в жизни растений можно обнару­жить при тщательном их изучении!

Оказалось, что любая растительная клетка представляет собой своеобразную электрическую батарейку, поэтому по всему растению непрерывно бегут слабые электрические токи. Жизнь любого самого маленького росточка возможна лишь благодаря тому, что он насквозь пронизан электричеством. Электрические сигналы приказывают нектарникам цветка медуницы выделять сладкий сок, если по цветку ползет насе­комое; листочкам мимозы — моментально складываться от прикосновения к ним; корзинкам одуванчика — закрываться перед дождем. У горечавки альпийской чувствительность к изменениям погоды развита еще более сильно: цветок горе­чавки, получив электрический сигнал, моментально захлопы­вается всякий раз, как только на солнце набегает тучка, а при солнечном освещении немедленно открывается.

Лишь недавно было установлено, что пыльца всех цветков заряжена положительно, а пестик — отрицательно. Поскольку, как вы знаете, положительные и отрицательные электрические заряды стремятся соединиться, взаимное притяжение пылинок и пестиков, обусловленное разными электрическими зарядами, может играть большую роль в попадании пыльцы с одного цветка на пестик другого.

Откуда берутся грозы? Почему то здесь, то там сверкают молнии и гремит гром? Казалось бы, эти вопросы не имеют никакого отношения к ботанике. Это, скорее, область физики. Однако профессор Вент из Вашингтонского университета и профессор Гродзинский из Киевского придерживаются другого мнения. Они утверждают, что все молнии на свете сделаны... растениями. Невероятно? На первый взгляд да.

Но вот послушайте. Как вам известно, на Земле произрас­тает большое количество пахучих растений, которые выделяют в воздух много ароматических веществ. Как много? Было под­считано, что за год все растения мира испаряют в атмосферу... сто пятьдесят миллионов тонн нежных ароматов, улетающих навстречу солнечным лучам. Каждая мельчайшая капелька ароматического вещества несет на себе положительный элек­трический заряд, притягивающий влагу, которая окутывает ароматическую капельку водяным футляром. Капелька по ка­пельке, капелька по капельке собираются вместе все дружнее и теснее, образуя в конце концов черные грозовые облака, ме­чущие на землю пронзительные молнии. Каждую секунду на земном шаре, над разными континентами сверкает сто молний. Если бы собрать все электричество, содержащееся в этих мол­ниях, получился бы грандиозный заряд мощностью в сто мил­лионов киловатт. Но это именно та энергия, которую уносят на себе миллионы тонн ароматических масел, ежегодно подни­мающихся с растений в воздух. Растения — атмосфере, атмо­сфера — земле, земля — растениям. Так и гуляет электричество по кругу из года в год, из века в век.

Конечно, не все еще верят этой гипотезе. Некоторые очень сомневаются. «Так ли это?»—спрашивают.— «Может, и не так,— отвечает Гродзинский.— Но скажите, почему грозы бывают чаще всего жарким летом и над территориями, сплошь покрытыми растительностью? Не потому ли, что в теплые сол­нечные дни больше выделяется в воздух летучих масел? По­чему чрезвычайно редко гремит гром над пустынями и океана­ми? Почему не сверкают молнии в полярных областях и тунд­рах? Почему редки грозы зимой?»

Правда, почему?

Категория: УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР РАСТЕНИЙ | Добавил: tineydgers (30.12.2016)
Просмотров: 701 | Теги: приспособляемость растений, растения-паразиты. растения-хищники, удивительные растения, редкие растения, распрочтранение растений, размножение растен | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0