Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 03.05.2024, 04:04:23
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
УЧИМСЯ ПИСАТЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ ДЛЯ ЕГЭ [37]
ЕГЭ ПО ИСТОРИИ. ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ТЕСТОВ [5]
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЯХ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО ИСТОРИИ [170]

АЛЕКСАНДР I (1777- 1825 гг.)

Александр I Павлович — российский император в 1801-1825 гг., сын Павла I Петровича.

Сразу после рождения он был взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II Великой, которая намеревалась вос­питать из него идеального государя, продолжателя своего дела. В воспитатели к Александру был приглашён швейцарец Ф. Лагарп, республиканец по убеждениям. Юный великий князь рос с роман­тической верой в идеалы Просвещения, симпатизировал Великой французской революции, критически оценивал политическую си­стему российского самодержавия.

С годами великий князь находил всё больше несоответствий между декларируемыми идеалами и повседневной политической практикой Екатерины II. Но свои мысли он скрывал, что способ­ствовало формированию таких черт, как притворство и лукавство. Сложные взаимоотношения сложились у Александра и с отцом, которого он посещал в его резиденции в Гатчине, где царил дух во­енщины и жёсткой дисциплины. В целом он отличался двуличным и нерешительным характером, подозрительностью и болезненным самолюбием; вместе с тем, обладая несомненным умом и хорошим образованием, был незаурядным дипломатом.

Считается, что незадолго до своей смерти Екатерина II пред­полагала завещать Александру престол в обход Павла Петровича. Внук был в курсе этих планов, но принять престол не согласился. После воцарения Павла I великий князь Александр становится официальным наследником престола. Ему приходилось посто­янно доказывать подозрительному императору свою лояльность, хотя он и критически относился к политике и методам правления отца. Эти настроения способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но при условии, что заговорщики сохранят импера­тору жизнь и будут добиваться лишь его отречения. Трагические события 11 марта 1801 г. серьёзно повлияли на душевное состояние Александра.

Александр I взошёл на российский престол, намереваясь осуще­ствить радикальную реформу политического строя России путём создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная «рево­люция сверху» приведёт к ликвидации самодержавия, и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определённой социальной опоре, в единомыш­ленниках. В первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II Великой. В апреле 1801 г. был создан Непременный совет — за­коносовещательный орган при государе, получивший право опро­тестовывать действия и указы царя. Александр сосредоточил свои усилия на разработке реформ в кругу своих «молодых друзей», создав Негласный комитет (В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, П. А. Строганов, Н.Н. Новосильцев).

Рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению в феврале 1803 г. указа о «вольных хлебопашцах», разрешавше­го помещикам отпускать крестьян на волю и закреплять за ними землю в собственность, что создавало категорию лично свободных крестьян. Параллельно Александр осуществлял административную реформу и реформу образования.

В то же время молодой император стал находить преимуще­ства в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему предан­ных и не связанных с аристократией. Он приближает к себе сна­чала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 г. военным министром, М.М. Сперанского, которому Алек­сандр в 1808 г. поручил разработку нового проекта государствен­ной реформы. Проект Сперанского предполагал преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламент­ского типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809 г., ко­гда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введён образовательный ценз для граждан­ских чиновников. 1 января 1810 г. был учреждён Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут сужены после учреждения Государственной думы.

В течение 1810-1811 гг. в Государственном совете обсужда­лись предложенные Сперанским планы финансовой, министер­ской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к со­кращению бюджетного дефицита, к лету 1811 г. было завершено преобразование министерств. В это же время Александр испытывал сильное давление придворного окружения, включая членов его се­мьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Определён­ное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина, которая дала повод императору усомниться в правильности избранного пути. Немаловажное зна­чение имел фактор и международного положения России: усили­вавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать ре­форматорскую деятельность Сперанского как антигосударствен­ную. Всё это привело к тому, что склонный к компромиссам Алек­сандр I в марте 1812г. отправил его в отставку.

Придя к власти, Александр I попытался проводить свою внеш­нюю политику как бы с «чистого листа». Новое русское правитель­ство стремилось создать в Европе систему коллективной безопас­ности, связав все ведущие державы между собой рядом договоров. В 1801 г. были заключены мирные договоры России с Великобрита­нией и Францией. Однако агрессивная политика Наполеона Бона­парта вела к обострению международной обстановки, в мае 1804 г. российская сторона отозвала своего посла из Франции и стала го­товиться к войне. Александр считал Наполеона символом попра­ния законности мирового порядка. В 1805-1807 гг. он участвовал в третьей и четвертой коалициях против наполеоновской Франции. Но российский император переоценил возможности армий анти­французской коалиции, что привело к катастрофе под Аустерлицем в ноябре 1805 г., причём присутствие русского императора в армии, его неумелые распоряжения имели пагубные последствия.

При свидании с Наполеоном в Тильзите в июне 1807 г. Александ­ру удалось проявить себя незаурядным дипломатом. Между Россией и Францией был заключён союз и соглашение о разделе зон влияния. Наполеон стал считать Россию своим единственно возможным со­юзником в Европе. В 1808 г. стороны обсуждали планы совместного похода на Индию и раздела Оттоманской Турции. На встрече с Алек­сандром в Эрфурте (сентябрь 1808 г.) Наполеон признал право Рос­сии на захваченную в ходе Русско-шведской войны (1808-1809 гг.) Финляндию, а Россия право Франции на Испанию. Однако уже в это время отношения между союзниками стали обостряться из-за конфликта интересов. Россия с подозрением относилась к создан­ному Наполеоном герцогству Варшавскому, континентальная бло­када наносила вред российской экономике, а на Балканах у каждой из двух стран были собственные далеко идущие планы.

Наполеон, убедившись в том, что Россия не желает идти в фар­ватере французской политики, решил начать войну. 12 июня 1812 г. французские войска пересекли российскую границу. Началась Оте­чественная война 1812 года. В течение всего времени, пока Барк­лай де Толли осуществлял отступательный манёвр, вызывавший на него огонь резкой критики как общества, так и армии, Александр почти не проявлял солидарности со своим военачальником. После того как был оставлен Смоленск, император уступил всеобщим тре­бованиям и назначил на пост главнокомандующего М. И. Кутузова. После изгнания наполеоновских войск из России Александр вер­нулся в армию и находился в ней во время Заграничных походов (1813-1814 гг.).

Победа над Наполеоном подняла авторитет Александра, он стал одним из могущественнейших правителей Европы, ощущал себя освободителем её народов. Спокойствие Европы он считал необходимым условием для реализации реформаторских замыс­лов в России. Для обеспечения этих условий было необходимо со­хранить статус-кво, определённый решениями Венского конгресса (1814-1815 гг.), по которым к России отошла территория Вели­кого герцогства Варшавского, а во Франции была восстановлена монархия, причём Александр настоял на учреждении в этой стране конституционно-монархического строя, что должно было послу­жить прецедентом в других странах. В качестве гаранта соблюде­ния решений Венского конгресса император инициировал созда­ние Священного союза — прообраза международных организаций. Русский император лично участвовал в деятельности конгрессов Священного союза. Однако усиление российского влияния в Ев­ропе вызывало противодействие других великих держав. В 1825 г. Священный союз, по существу, распался.

После победы над Наполеоном император Александр предпри­нял новые попытки проведения реформ в России. Ещё в 1809 г.

было создано Великое княжество Финляндское, ставшее, по суще­ству, автономией с собственным сенатом (правительством) и сей­мом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги. В мае 1815 г. Александр объявил о даро­вании конституции Царству Польскому, предусматривавшей соз­дание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати.

В 1817-1818 гг. ряд близких к императору людей (в том числе А. А. Аракчеев) занимались разработкой проектов поэтапной лик­видации крепостного права в России. В 1818 году Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект «Государственной уставной грамоты Российской империи», предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 г. и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределённый срок. Прежние идеалы всё бо­лее казались Александру лишь бесплодными романтическими меч­тами и иллюзиями, оторванными от реальной политической прак­тики. Восстание Семёновского полка (1820 г.) было воспринято им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо принять жёсткие меры.

Парадоксом внутренней политики Александра послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления сопрово­ждались установлением полицейского режима — «аракчеевщины». Её символом стали военные поселения, в которых Александр видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали неприятие в широких кругах общества. Был нанесён удар по светскому образованию, воцарилась жёсткая цензу­ра, фактически отменено действие либерального университетского устава 1804 г.
В 1822 г. Александр запретил деятельность в России
масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за «дурные поступки» ссылать своих крестьян в Сибирь. Император был осведомлён о деятель­ности декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов. В последние годы жизни Александр впал в край­ний мистицизм, нередко говорил своим близким о намерении от­речься от престола и «удалиться от мира».
Категория: КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЯХ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО ИСТОРИИ | Добавил: tineydgers (29.01.2017)
Просмотров: 451 | Теги: сайт для школьников, дидактический материал по истории, история в школе, сочинение по истории на ЕГЭ, ФГОС история, историяческие деятели | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0