Анна
Андреевна Ахматова — поэт
начала XX в.— 1960-х гг.
Предки
Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату. В детстве Ахматова
жила в Царском Селе, где
познакомилась с Н.С.Гумилёвым и стала постоянным адресатом его
стихотворений.
Весной
1910 г. после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Гумилёва, но через 8 лет
разведётся с ним. По возвращении Гумилёва из африканской поездки в 1911 г.
Ахматова читает ему
сочинённые стихотворения и получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится
профессиональным литератором. Вышедший год спустя её сборник «Вечер» обрёл весьма скорый успех. Тогда же участники
недавно образованного «Цеха поэтов», куда входила и Ахматова, объявляют о
возникновении поэтической школы акмеизма. В 1914 г. выходит второй сборник — «Чётки», принёсший ей всероссийскую славу, породивший
многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки».
С
началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь.
Углубленное чтение классики (А.С. Пушкин, Е.А.Баратынский и др.) сказывается на
её поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим
торжественным
интонациям.
Она вводит в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип.
Первые
послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным
отдалением от литературной среды, но осенью 1921 г. после смерти Блока,
расстрела Гумилёва она возвращается к активной деятельности — участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется
в периодике.
В
1924 г. новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на её
имя был наложен негласный
запрет. В печати появляются только переводы, а также статья о «Сказке о золотом
петушке» А. С. Пушкина. В 1935 г. арестовывают её сына Л.Н.Гумилёва, но
после письменного обращения Ахматовой к Сталину его освобождают. В 1937 г. НКВД
готовит материалы для обвинения её в
контрреволюционной деятельности; снова арестовывается сын Ахматовой. Облечённые в стихи
переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать
на бумаге.
В
первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные
стихотворения (впоследствии «Клятва» и «Мужество» стали всенародно
известными). По распоряжению властей её эвакуируют из Ленинграда, два с половиной года она
проводит в Ташкенте.
В
1945-1946 гг. Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка
И. Берлина. Кремлёвские власти делают Ахматову наряду с М.М.Зощенко главным объектом партийной критики; направленное
против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда" и
„Ленинград"» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над
советской интеллигенцией, введённой в
заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова
возник запрет
на
публикации; исключение было сделано в 1950 г., когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в
своих стихах, написанных к юбилею Сталина, в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося
заключению.
К
началу 1960-х гг. сложился литературный кружок вокруг Ахматовой. Её ученики
читали новые стихи, говорили о поэзии. В этот круг учеников Ахматовой входили Е.Рейн, А. Найман, Д.
Бобышев, И. Бродский и др. В последнее
десятилетие жизни Ахматовой её стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных
бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 г. издан итоговый сборник
«Бег времени». На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую
литературную премию Этна-Таормина и звание почётного доктора Оксфордского
университета. Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих
людей, а её
смерть
означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой. |