Аввакум
— русский религиозный деятель XVII в., протопоп, глава старообрядчества и идеолог раскола в Русской
православной церкви.
Сын
сельского священника, Аввакум пошёл по стопам своего отца. В 1646-1647 гг.,
находясь в Москве, он был связан с «кружком ревнителей благочестия», стал
известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 г. стал священником Казанского
собора в Москве.
Аввакум
резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 г. с семьёй был сослан в
Тобольск. В 1663 г. царь, стремясь примирить популярного в народе Аввакума
с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но Аввакум не отказался от своих взглядов, продолжал
настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в
ереси. Вдохновенные выступления
против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе из среды знати
(например, боярыня Ф. П. Морозова).
В
1666 г. Аввакума вновь вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали
анафеме и в 1667 г. сослали в Пустозёрский острог. Во время пятнадцатилетнего
пребывания в сыром земляном срубе Аввакум не прекращал борьбы, написал свои главные сочинения: «Книгу
бесед», «Книгу толкований», «Житие» (1670-е гг.). По царскому указу вместе с ближайшими
сподвижниками был сожжён в срубе.
Отстаивая
старую веру, Аввакум в своих сочинениях обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат,
корыстолюбие), жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов.
В борьбе со сторонниками Никона он обличал царскую власть, самого царя, его
воевод. Обличительные проповеди Аввакума находили отклик в среде крестьян и посадских людей. Аввакум был
выдающимся писателем своего времени. Его «Житие» является одним из замечательных
произведений древнерусской литературы. Он сумел превратить традиционный жанр
«Жития» в автобиографическую повесть, полную ярких образов и характеристик людей, с сочным и
непосредственным живым
русским языком. |