Фёдор
Михайлович Достоевский — русский писатель второй половины
XIX в.
Войдя
в кружок Белинского (где познакомился с И.С.Тургеневым, В.Ф. Одоевским, И. И.
Панаевым), Достоевский, по его позднейшему признанию, «страстно принял всё учение»
критика, включая его социалистические
идеи. Вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком, как и со всем
его окружением, включая Некрасова и Тургенева, высмеивавших болезненную мнительность Достоевского.
Весной
1847 г. Достоевский начал посещать «пятницы» М. В. Петрашевского, зимой 1848-1849 гг. — кружок поэта
С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях,
носивших политический характер,
затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты
французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещённое тогда письмо
Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной
литературы. В 1848 г. Ф. Достоевский вошёл в особое тайное общество, организованное наиболее
радикальным
петрашевцем
Н. А. Спешневым; общество ставило своей целью «произвести переворот в России». В апреле 1849 г. в
числе других
петрашевцев
писатель был арестован и заключён в Петропавловскую крепость.
После
8 месяцев, проведённых в крепости, он был признан виновным «в умысле на ниспровержение...
государственного порядка» и первоначально приговорён к расстрелу, заменённому
уже на эшафоте 4 годами каторги с
лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Пережитые душевные
потрясения, тоска и одиночество, «суд над собой», «строгий пересмотр прежней жизни», сложная гамма чувств от
отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания — весь этот
душевный опыт
острожных
лет стал биографической основой «Записок из Мёртвого дома».
После
каторги Достоевский стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха», писал публицистические и
литературно-критические статьи, полемические заметки, художественные произведения.
При ближайшем участии Н. Н. Страхова и А. А. Григорьева, в ходе полемики и с радикальной, и с
охранительной журналистикой, на страницах обоих журналов развивались
«почвеннические» идеи,
генетически связанные со славянофильством, но пронизанные пафосом примирения
западников и славянофилов, поисками национального варианта развития и оптимального
сочетания начал «цивилизации»
и «народности», — синтеза, выраставшего из «все- отзывчивости», «всечеловечности» русского народа, его
способности к «примирительному взгляду на чужое».
В
1866 г. Достоевский работал над романом «Преступление и наказание», предназначенным для журнала
«Русский вестник» М. Н. Каткова. Круг основных идей романа писатель вынашивал
долгое время, возможно, в самом туманном виде, — ещё с каторги. Новый роман Достоевского подводил
итог творчеству 1840-1850-х гг., продолжая центральные темы тех лет. Социальные
мотивы получили в нём углублённое философское звучание, неотделимое от нравственной драмы
Раскольникова, «убийцы-теоретика», современного Наполеона. Крах индивидуалистической
идеи Раскольникова, его попытки стать «властелином судьбы», подняться над
«тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных —
философский
ответ
Достоевского на революционные настроения 1860-х гг.
В
1867-1868 гг. был написан роман «Идиот», задачу которого Достоевский видел в «изображении положительно
прекрасного человека». Идеальный герой князь Мышкин, «Князь-Христос», «пастырь
добрый», олицетворяющий собой прощение и милосердие с его теорией «практического христианства», не
выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие.
Следующий
роман — «Бесы» — создан писателем под впечатлением от террористической
деятельности С. Г. Нечаева и организованного им тайного общества «Народная
расправа», но идеологическое пространство романа много шире: Достоевский
осмыслял и декабристов, и П. Я.
Чаадаева, и либеральное движение 1840-х гг., и шестидесятничество.
Тема
распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского — «Братья Карамазовы»,
задуманном как изображение интеллигентской России.
В
1873 г. Достоевский начал редактировать газету-журнал «Гражданин», где не ограничился редакторской
работой, решив печатать
собственные публицистические, мемуарные, литературно- критические очерки, фельетоны, рассказы. Так
начал создаваться «Дневник
писателя», которому Достоевский посвятил в последние годы много сил, превратив
его в отчёт о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической
жизни и изложив на
его страницах свои политические, религиозные, эстетические воззрения. |