Леонардо
да Винчи —
итальянский
живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер. Сочетая разработку новых
средств художественного языка с
теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека,
отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения.
Леонардо
родился в семье богатого нотариуса. Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель
Верроккьо в 1467-1472 гг. Методы работы во флорентийской мастерской того
времени, где труд художника
был тесно сопряжён с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П.Тосканелли
способствовали зарождению
научных интересов юного Леонардо.
В
ранних произведениях Леонардо обогащает традиции живописи кватроченто,
подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой
улыбкой. В «Поклонении волхвов» он превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих
эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных
наблюдений в набросках и эскизах, Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица
(прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в
идеальное соответствие с драматургией
композиции.
С
1481 г. находился на службе у правителя Милана Лодовико Моро. Леонардо выступает в
роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. На
этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В трапезной монастыря Санта-Мария делле
Грацие Леонардо создаёт роспись «Тайная вечеря». Высокое религиозно-этическое
содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем
предательстве, выражено в чётких математических закономерностях композиции, властно
подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство.
Занимаясь
также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты «идеального
города» и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер проводит в непрестанных
переездах (Флоренция, Мантуя, Венеция, Милан, Рим). С 1517 г. живёт во Франции, куда был приглашён
королём Франциском I.
Во
Флоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри»),
которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени;
смертельная ярость войны воплощена тут в исступлённой схватке всадников. В
наиболее известной картине Леонардо,
портрете Моны Лизы («Джоконда») образ богатой горожанки предстаёт таинственным
олицетворением природы
как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность
композиции придаёт космически-величавый и в то же время тревожно-отчуждённый
пейзаж, тающий в
холодной дымке.
Как
учёный и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и
догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как
наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового,
основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял
механике, называя её «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам
мироздания; он попытался
определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлечённо занимался
гидравликой.
Многочисленные
гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах
каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо к
поразительным
техническим
предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных
станов, ткацких станков, печатных,
деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также
разработанные после тщательного изучения полёта птиц конструкции летальных
аппаратов и парашюта. Собранные Леонардо
наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов,
отражённые
в его
живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы.