Лев Николаевич
Толстой — писатель и мыслитель второй половины XIX — начала XX вв.
Происходил из дворянской семьи. Поступил в Казанский университет
на отделение восточных языков философского факультета, затем перевёлся на
юридический факультет, где проучился неполных два года.
В 1851 г. старший брат Николай, офицер действующей
армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ, где-он написал
повесть «Детство» и отправил в журнал «Современник», который её
напечатал. Литературный дебют сразу принёс Толстому настоящее признание.
В 1854 г. Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест.
Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в
осаждённый Севастополь, где он командовал батареей, проявив редкую личную храбрость. В
Крыму он начал писать цикл «Севастопольских рассказов», вскоре напечатанных
и имевших огромный успех.
В ноябре 1855 г. Толстой приехал в Петербург и сразу вошёл
в кружок «Современника» (Н.А. Некрасов, И.С.Тургенев, А. Н.
Островский, И. А. Гончаров и др.). В 1859 г. Толстой открыл в Ясной
Поляне школу для крестьянских детей. Он доказывал, что основой
обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В
1862 г. издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками
для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами
детской и народной литературы, как и составленные им в начале
1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука».
С осени 1863 г. писатель захвачен новым литературным
замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год».
Толстой читал воспоминания и переписку, работал в архивах, ездил на
Бородинское поле. Лишь в начале 1865 г. он напечатал первую
часть «Войны и мира». Роман читался взахлёб, вызвал множество откликов,
поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим
анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры
спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую
философию истории. В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая
учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды,
Толстой работал над романом о жизни современного ему общества — «Анна
Каренина».
Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого,
нашёл отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях
героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Он в
заострённой форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и
веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания
науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание
писателя отражено в «Исповеди», в статьях «Так что же нам
делать?», «Рабство нашего времени», «Не могу молчать» и др.
Социальная декларация Толстого опирается на представление
о христианстве- как о нравственном учении, а этические идеи христианства
осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей.
Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к
прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко
обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием. В рамках
нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой
выступал против христианской догматики и критиковал сближение
церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной
церковью. В 1901 г. последовала реакция Синода: всемирно признанный
писатель и проповедник был официально отлучён от церкви, что вызвало громадный
общественный резонанс.
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись
разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашённый
Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи,
прежде всего жены). Поздней осенью 1910 г. Толстой покинул Ясную Поляну.
Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и
вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово, где
и умер. |