Мартин
Лютер — деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма.
Мартин
Лютер родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок.
Окончив в 1505 г. Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в монастырь в
Эрфурте.
В
обстановке подъёма общественного движения в Германии, критики католической церкви,
Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций. Эти тезисы содержали
основные положения его нового религиозного учения, отрицавшего основные
догматы и весь строй
католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство
являются необходимыми посредниками между человеком и Богом, Лютер объявил веру
христианина
единственным
путём спасения души, которое даруется ему непосредственно Богом (тезис об
оправдании одной верой).
Лютер
утверждал, что мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку
возможность отдаваться вере (светское государство и его учреждения), занимают
важное место
в
христианской религии. Он отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание)
и требовал восстановления авторитета Священного Писания. Лютер отвергал
претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства
Лютер ограничивал наставлением христиан в духе смирения, осознания человеком его полной
зависимости от милости божьей в деле спасения его души. Важное историческое значение
имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от
католической церкви.
Тезисы
Лютера были восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической
церкви и освящавшегося ею
общественного строя, причём реформационное движение вышло за те границы,
которые ставил ему Лютер.
В
1520 г. Лютер публично сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в
обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с
папским засильем является
делом всей немецкой нации. Но в 1520-1521 гг., когда интересы разных примкнувших к
Реформации классов стали размежёвываться и на политическую арену выступил
Томас Мюнцер,
показавший
новое, народное понимание Реформации, Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной
позиции, уточнив, что христианскую свободу следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой
телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима.
От
преследования по Вормскому эдикту 1521 г. Лютер искал защиты у князей, укрывшись в
замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются
резкие выступления Лютера
против радикально-бюргерских направлений Реформации и особенно против массовых
народных выступлений. Лютер указывал, что светская власть обязана охранять
существующий
общественный
порядок силой меча. Во время Крестьянской войны (1524-1526 гг.) он требовал
кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.
В историю немецкой общественной мысли Лютер вошёл и
как деятель культуры — как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе
влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с папистами стремился использовать народную
культуру и многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный Лютером
перевод на немецкий язык Библии, в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого литературного
языка. |