Николай
Гаврилович Чернышевский — русский писатель середины — второй воловины XIX в., публицист,
литературный
критик,
один из идеологов революционного движения в России.
Родился
в семье
священника. Сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки». В
области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. В 1855 г.
Чернышевский защищает магистерскую диссертацию «Эстетические отношения
искусства к действительности». Был арестован по обвинению в отношениях с революционерами-эмигрантами и
около двух лет находился
в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке
в Сибирь. Свыше двух десятилетий Чернышевский провёл в тюрьме, нерчинских рудниках.
Наиболее значительным литературным
произведением Чернышевского был роман «Что делать?», написанный им в заключении.
Созданные
им образы «новых людей» — молодых революционеров — оказали огромное влияние на радикальную российскую интеллигенцию и прежде всего на революционно
настроенную молодёжь.
Создатель
утопического социалистического учения, Чернышевский был убеждён, что в
результате крестьянской революции Россия, минуя капитализм, станет на путь
развития, ведущий к социализму. Он считал, что именно русская община даст
возможность
стране
сразу перейти к социализму. Среди российских революционных идеологов он
выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и
практической
деятельности
решению революционных задач. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть «так, как велят
смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с
разнородными качествами; они сталкиваются — начинается жизнь природы».
В
своей теории «разумного эгоизма» Чернышевский дал своеобразную интерпретацию
основного принципа утилитаристской этики: критерий морали — достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья.
Его концепция «разумного эгоизма» оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины,
утверждающей
принцип
самопожертвования как норму бытия для «разумной личности». «Новые люди» в его
романе «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием.
|