Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 02.05.2024, 09:45:47
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
УЧИМСЯ ПИСАТЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ ДЛЯ ЕГЭ [37]
ЕГЭ ПО ИСТОРИИ. ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ТЕСТОВ [5]
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЯХ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО ИСТОРИИ [170]

ПЁТР I (1672 - 1725 гг.)

Пётр I — российский царь с 1682 г. (правил с 1689 г.), первый российский император в 1721-1725 гг., младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.

После смерти царя Фёдора Алексеевича престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку тот отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царём Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Ми­хайловича, с этим не смирились и спровоцировали Стрелецкий бунт. Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Пётр, а правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна. С этого времени Пётр с матерью жили в основном в сёлах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились всё более враждебными.

Ни светского, ни церковного систематического образования бу­дущий царь не получил. Ему было позволено создать собственные «потешные» полки, с которыми он разыгрывал сражения и манёвры и которые впоследствии стали основой русской регулярной армии.

Пётр I попал в Немецкую слободу, где впервые познакомился с европейским бытом, завёл друзей среди европейских купцов. По­степенно вокруг Петра сложилась компания приятелей, с которыми он проводил всё свободное время. В августе 1689 г., когда до него дошёл слух о подготовке Софьей нового стрелецкого бунта, он бе­жал в Троице-Сергиев монастырь, куда к нему прибыли из Моск­вы верные полки и часть двора. Софья была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь.

Во второй половине XVII в. Россия переживала глубокий кри­зис, связанный с социально-экономическим отставанием от пере­довых стран Европы. Пётр с его энергией, пытливостью, интересом ко всему новому оказался человеком, способным решить стоявшие перед страной проблемы. Но поначалу он передоверил управление страной матери и Л. К. Нарышкину.

Лишь в 1695 г. Пётр решил предпринять настоящий военный поход на турецкую крепость Азов. Первый Азовский поход закон­чился неудачей, после чего в Воронеже был спешно построен флот, и во время второго похода (1696 г.) Азов был взят. Тогда же был основан Таганрог. Это была первая победа молодого Петра, значи­тельно укрепившая его авторитет.

Вскоре после возвращения в столицу царь отправился с Вели­ким посольством за границу (1697 г.). Пётр побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях, знакомился с техническими достижениями то­гдашней Европы, её образом жизни, политическим устройством. Во время его заграничной поездки была заложена основа союза России, Польши и Дании против Швеции. Известие о новом стре­лецком бунте заставило Петра вернуться в Россию (1698 г.), где он с необычайной жестокостью расправился с восставшими.

За границей в основном сложилась политическая программа Петра I. Её конечной целью стало создание регулярного поли­цейского государства, основанного на всеобщем ему служении, государство понималось как «общее благо». Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных. Нетрадиционное поведение Петра, с одной стороны, разрушало веками складывавшийся образ государя как сакральной фигуры, а с другой — вызывало протест у части обще­ства (прежде всего у старообрядцев, которых Пётр жестоко пресле­довал), видевшей в царе антихриста.

Реформы Петра начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделённым на две нерав­ные части: для одной (дворянство и верхушка городского населе­ния) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни. В 1699 г. была также осуществлена реформа календаря. Был основан первый русский орден — Св. апостола Андрея Первозванного.

Страна остро нуждалась в собственных квалифицированных кадрах, и царь распорядился отправить на учёбу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 г. в Москве была открыта Навигацкая школа. Началась и реформа городского управления.

После смерти в 1700 г. патриарха Адриана нового патриар­ха избирать не стали, и Пётр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством. Позднее вместо патриархата было создано синодальное правление церковью, сохранявшееся до 1917 г. Одновременно с первыми преобразованиями интенсивно шла подготовка к войне со Швецией, для чего предварительно был подписан мирный договор с Турцией. Война, главной целью которой было закрепление России на Балтике, началась с поражения русской армии под Нарвой в 1700 г. Пётр I понял, что причина поражения кроется прежде всего в отсталости русской армии, и с ещё большей энергией при­нялся за её перевооружение и создание регулярных полков, сперва путём сбора «даточных людей», а с 1705 г. с помощью введения рек­рутской повинности. Началось строительство металлургических и оружейных заводов, поставлявших для армии высококачествен­ные пушки и стрелковое оружие.

Поход шведских войск во главе с королём Карлом XI на Поль­шу позволил русской армии одержать первые победы над против­ником, захватить и опустошить значительную часть Прибалтики. В 1703 г. в устье Невы Пётр основал Санкт-Петербург — новую столицу России, которая по замыслу царя должна была стать об­разцовым городом. В эти же годы Боярскую думу сменила состояв­шая из членов ближайшего окружения царя Консилия министров. В 1708 г. страна была разделена на губернии. В 1709 г. после Пол­тавского сражения наступил перелом в войне, и царь смог больше внимания уделять внутриполитическим делам.

В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Пётр основал Прави­тельствующий сенат, имевший функции главного органа исполни­тельной, судебной и законодательной власти. С 1717 г. началось создание коллегий — центральных органов отраслевого управле­ния, основанных принципиально иначе, чем приказы. В 1720 г. был издан Генеральный регламент — детальная инструкция по органи­зации работы новых учреждений. В 1722 г. Пётр I подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую вплоть до 1917 г. Ещё ранее, в 1714 г., был издан Указ о единонаследии, уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Это имело важное значение для формирова­ния российского дворянства как единого полноценного сословия. Но первостепенное значение для социальной сферы имела подат­ная реформа, начатая в 1718 г. В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения («ревизии душ»), В ходе реформы была лик­видирована социальная категория холопов и уточнён социальный статус других категорий населения. В 1721 г. после окончания Се­верной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удо­стоил Петра титулами «Великий» и «Отец Отечества».

Пётр I отчётливо понимал необходимость преодоления техни­ческой отсталости России и всячески способствовал развитию рус­ской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покро­вительством пользовались многие купцы и промышленники, среди которых наиболее известны Демидовы. Было построено много но­вых заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности.

Однако её развитие в условиях военного времени привело к приори­тетному развитию отраслей тяжёлой индустрии, которые по окон­чании войны существовать без поддержки государства уже не мог­ли. Фактически закрепощённое положение городского населения, высокие налоги, насильственное закрытие Архангельского порта и некоторые другие правительственные меры не благоприятство­вали развитию внешней торговли. В целом продолжавшаяся в те­чение 21 года изнурительная война, требовавшая крупных капита­ловложений, получаемых в основном путём чрезвычайных налогов, привела к фактическому обнищанию населения страны, массовым побегам крестьян, разорению торговцев и промышленников.

Время Петра I — это время активного проникновения в русскую жизнь элементов светской европеизированной культуры. Стали по­являться светские учебные заведения, была основана первая русская газета. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования. Специальным указом царя были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в ко­тором принимали участие иностранные архитекторы и которое осу­ществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепро­вождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Постепенно в образованной среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представле­ний. В 1724 г. была основана Академия наук (открылась в 1725 г.).

Пётр I способствовал упрочению экономического и политиче­ского положения дворянства. Реформы Петра I проводились же­стокими средствами, путём крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое в 1698 г., Астраханское в 1705-1706 гг., Булавинское в 1707-1709 гг.), беспощадно подавлявшиеся правительством. Бу­дучи создателем могущественного абсолютистского государства, царь-реформатор добился признания за Россией авторитета вели­кой державы.

Важнейшим результатом преобразований Петра было пре­одоление кризиса традиционализма путём модернизации страны.

Россия стала полноправной участницей международных отноше­ний, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вы­рос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохраняв­шуюся в течение долгого времени. Вместе с тем главным инстру­ментом проведения реформ было насилие. Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы соци­альных отношений, воплощённой в крепостничестве, но, наоборот, консервировали и укрепили его институты. В этом заключалось главное противоречие Петровских реформ, предпосылки будуще­го нового кризиса.

Категория: КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЯХ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО ИСТОРИИ | Добавил: tineydgers (31.01.2017)
Просмотров: 586 | Теги: историяческие деятели, ФГОС история, сочинение по истории на ЕГЭ, история в школе, дидактический материал по истории, сайт для школьников | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0