Сергей
Юльевич Витте — русский государственный деятель, министр путей сообщения, министр финансов в 1892-1903
гг., председатель Кабинета министров
в 1903-1905 гг., Совета министров в 1905-1906 гг.
Около
двадцати лет Витте работал в частных железнодорожных обществах, что способствовало его формированию
как финансиста и государственного чиновника. В 1889 г. он был назначен директором
департамента железных дорог Министерства финансов; в феврале 1892 г. — министром путей сообщения,
а с августа 1892 г., в связи с отставкой И. А. Вышнеградского, — министром
финансов. С. Ю. Витте оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства,
активно содействовал развитию российской экономики.
По
его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия: была
введена винная монополия (1894 г.); увеличены темпы и масштабы железнодорожного
строительства, в
том числе сооружена Сибирская железнодорожная магистраль; осуществлена денежная реформа (1897 г.),
согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен
кредитного рубля на золото.
Политика
форсирования экономического развития, которую проводил Витте, была связана с привлечением
иностранных капиталов в промышленность, банки и государственные займы, что облегчалось протекционистским тарифом 1891 г.
и политическим сближением
с Францией. В 1894 и 1904 гг. были заключены таможенные договоры с Германией.
По инициативе и под председательством С. Ю. Витте было создано Особое
совещание о нуждах сельскохозяйственной
промышленности. В программе аграрных преобразований им были намечены положения,
использованные впоследствии П. А. Столыпиным. Местные комитеты и совещания высказались за добровольный переход крестьян
от общинного владения землёй к подворному. Однако император Николай II Александрович
не решился на проведение реформ, и Особое совещание в 1905 г. было закрыто.
В
сфере внутренней политики С. Ю. Витте придерживался консервативных взглядов, стремился к
всемерному укреплению самодержавия. В частности, он выступал против
расширения полномочий земских учреждений. Во внешней политике С. Ю. Витте стремился противодействовать Японии на Дальнем
Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура.
При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о
строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии.
Считая преждевременным военный
конфликт, С. Ю. Витте выступал за соглашение с Японией. Это определило его
расхождения с внешнеполитическим курсом Николая II и «безобразовской кликой».
В
августе 1903 г. С. Ю. Витте получил отставку с поста министра финансов с
назначением на пост председателя Комитета министров. После поражения в
Русско-японской войне он возглавлял делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор
1905 г. с Японией, за что получил графский
титул. С октября 1905 г. по апрель 1906 г. С. Ю. Витте возглавлял Совет
министров.
Во
время Октябрьской политической стачки 1905 г. он настоял на принятии царём
программы реформ, стал автором Манифеста 17 октября 1905 г. Лавируя между
политическими силами, С. Ю. Витте был сторонником жёсткого подавления
вооружённых
выступлений
против царской власти, был инициатором посылки карательных экспедиций в
Сибирь, Прибалтику, Польшу, направил войска из Петербурга для подавления Московского
вооружённого восстания. В 1906 г. он добился у французских банкиров займа. Меры С.Ю.Витте по борьбе с революцией
оказались успешными и принесли реальные плоды, но для основной массы
дворянства
и правящей
бюрократии его фигура казалась слишком либеральной.
В
апреле 1906 г. царь Николай II принял отставку С. Ю. Витте с поста
председателя Совета министров. Оставаясь членом
Государственного
совета, С. Ю. Витте принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого был до самой
смерти. В 1907-1912 гг. он написал
«Воспоминания».
Таким
образом, Витте, занимая высокие государственные посты, стремился привлечь
предпринимателей к сотрудничеству с правительством. |