Вольтер —
французский писатель и философ-просветитель XVIII в.
После нескольких лет учёбы в парижском иезуитском коллеже
Людовика Великого юный Вольтер по настоянию отца занялся изучением права.
Вскоре он восстал против родительской воли и без сожаления променял
юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радости светской жизни. В мае
1717 г. за составление сатиры на регента Франции герцога Орлеанского
начинающий сочинитель попал в Бастилию, однако год тюремного
заключения не охладил пробудившегося литературного пыла.
Свои либеральные взгляды Вольтер изложил в знаменитых «Философских
письмах», вышедших в 1733-1734 гг. «Письма» идеализировали английские
порядки и в самом мрачном свете рисовали состояние общественных институтов
Франции.
В декабре 1754 г. Вольтер прибыл в Швейцарию, где ему
предстояло провести большую часть оставшейся жизни. Здесь Вольтер начал
сотрудничать в «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. Первые его статьи появились
в 1755 г. в 5-м томе: «Дух», «Красноречие», «Изящество». Уже к 1756 г. из-под
его пера вышла дюжина энциклопедических статей, отличавшихся большой
смелостью.
Вольтер вёл обширнейшую переписку. К числу его
корреспондентов принадлежали прусский король Фридрих II, российская императрица
Екатерина II, польский король Станислав Август Понятовский, шведский король
Густав III, датский король Христиан VII. Он отправлял сотни писем,
выпускал множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений.
Призыв Вольтера «Раздавите гадину!», впервые
прозвучавший в письме к Д'Аламберу в октябре 1760 г., был направлен
против всесильной католической церкви. Впрочем, не менее
знаменита и другая его крылатая фраза, относящаяся к 1769 г.: «Если бы Бога не
существовало, его следовало бы выдумать». Деизм мыслителя был широко известен.
Бог Вольтера, создавший Вселенную, но не имевший никакого отношения ни к чудесам, ни к
таинствам, отличался от Бога правоверных католиков.
Творчество Вольтера, подрывавшее авторитет абсолютной монархии и
феодально-клерикального мировоззрения, сыграло большую роль в подготовке умов
к Великой Французской революции. Оно способствовало также формированию нового типа
личности — активной, предприимчивой, принимающей на себя
ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному
и общественному благосостоянию. |