Батисфера,
батиплан и батискаф (от греч. bathes – глубокий) – глубоководные аппараты,
причем первые два буксируемые (опускаются на тросах с судна-базы), а батискаф –
самоходный. Батисфера представляет собой прочную (обычно стальную) камеру в
форме шара с аппаратурой для наблюдения под водой, имеющую несколько смотровых
иллюминаторов и оборудованную системой регенерации воздуха, измерительной
аппаратурой, телефоном. Экипаж батисферы состоит из 1–2 человек. Максимальная
глубина, достигнутая с помощью батисферы, – 1360 метров (американец О.
Бартон у побережья Калифорнии в 1948 году).
С 1950-х годов для океанографических
исследований (и в некоторых случаях при выполнении работ, связанных с подъемом
затонувших судов) вместо батисферы обычно применяют гидростаты. Они опускаются
на тросе с судна-базы, имеют экипаж до 3 человек, оборудованы устройствами для
закрепления на объекте работ, манипуляторами, гребными винтами; глубина
погружения до 300 метров. Батиплан также управляется экипажем из 1–2 человек,
находящимся в герметичном корпусе. По принципу действия батиплан является
подводным планером с постоянной избыточной плавучестью. Спущенный с судна он
плавает на поверхности воды, а при буксировке под действием гидродинамических
сил погружается и может быть удержан рулями на заданной глубине (рабочая
глубина погружения 100–200 метров).
Батискаф (от греч. bathys и skаphos –
судно) состоит из стального шара-гондолы (для экипажа из 1–3 человек) и легкого
корпуса – поплавка, заполненного более легким, чем вода, наполнителем (обычно
бензином). Плавучесть регулируется сбрасыванием балласта и выпуском бензина.
Движется батискаф с помощью гребных винтов, приводимых в действие
электродвигателями. Первый батискаф построил и испытал в 1948 году швейцарский
физик Огюст Пиккар (1884–1962). В 1953 году он с сыном Жаком опустился в
батискафе «Триест» на глубину 3160 метров.
В январе 1960 года Жак Пиккар и
американский военный моряк Дон Уолш на модернизированном батискафе «Триест»
опустились на дно Марианской впадины в самой глубокой ее части (около 11
километров). |