Будущий
знаменитый изобретатель в области электротехники и предприниматель, основатель
крупных электротехнических компаний Томас Алва Эдисон (1847–1931) ходил в школу
лишь несколько месяцев. Там его считали тупицей, потому что он наотрез отказывался
декламировать стихи в классе. Матери Томаса пришлось заниматься с сыном дома.
Мальчик рос в том же мире, что и Том Сойер, и также мечтал разбогатеть. К
двенадцати годам с домашним образованием было покончено, и Томас Эдисон
поступил в школу самостоятельной жизни. Первым классом этой суровой школы стал
для него поезд, ходивший по маршруту между Детройтом и Порт-Гуроном
протяженностью 200 километров.
В этом поезде Томас продавал газеты, журналы и
сладости. Торговля газетами шла так себе: Эдисон знал, что за один рейс поезда
у него раскупают в среднем около 200 экземпляров, столько и закупал. Покупать
больше было рискованно – могли не раскупить партию газет, и тогда вся коммерция
потерпела бы крах. Однако вскоре он сообразил, что спрос на газеты зависит от
того, что в них напечатано. И тогда, чтобы корректировать свои закупки, Томас
свел дружбу с типографским наборщиком, регулярно угощая того пивом. Наборщик
стал показывать ему черновой оттиск газеты «Detroit Free Press», а Томас,
ознакомившись с содержанием, прикидывал, сколько нужно взять экземпляров на
продажу. В то время в США шла Гражданская война, и в дни, когда газеты печатали
сообщения о ходе боевых действий, их раскупали охотнее. И вот однажды наборщик
показал Томасу оттиск с подробным описанием Питтсбург-Ландингской битвы, в ходе
которой было убито и ранено 60 тысяч человек.
Пока Эдисон читал материал, на
него снизошло озарение. Он немедленно поспешил на телеграф и предложил
телеграфисту сделку. Томас пообещал в течение полугода бесплатно приносить
телеграфисту его любимую газету, если тот отправит по пути следования поезда
краткое извещение начальникам станций о грандиозной битве, чтобы они написали
анонсы – хотя бы мелом на стене.
Томас полагал, что заинтригованные анонсом
местные жители, желая узнать подробности битвы, будут с нетерпением ждать
поезда из Детройта, чтобы купить газету. Телеграфист согласился на сделку. А
Эдисон помчался в экспедицию типографии «Detroit Free Press», где ему удалось
получить в кредит 1500 экземпляров газеты, пообещав погасить долг в течение
недели. То была рискованная игра: провались задуманная комбинация – и Эдисон
превращался в неоплатного должника. Весь путь до первой станции его терзала
лишь одна мысль: «Исполнил ли телеграфист свое обещание?» Телеграфист не подвел,
и предприятие 14-летнего бизнесмена увенчалось полным успехом.
На первой же
станции, где Томас обычно продавал 2–3 газеты, в тот день у него раскупили
сотню, хотя продажа шла по удвоенной цене (6 центов вместо 3). На следующей
станции он поднял цену до 10 центов, но только подстегнул этим спрос – у него
купили 800 газет. На очередной остановке, где также возник ажиотажный спрос,
Томас продавал газету уже по 25 центов – но и эта цена не отпугнула желающих
узнать подробности кровавой битвы.
Самые последние экземпляры того номера
«Detroit Free Press» Эдисон продал, устроив на платформе аукцион: он сорвал со
«счастливчиков» по доллару за штуку! «Именно тогда, – рассказывал позже
Томас Алва Эдисон, – я впервые оценил все преимущества телеграфа и решил,
что непременно стану телеграфистом». |