В
начале ХХ века конструкторы двигателей внутреннего сгорания столкнулись с
проблемой детонации топлива в цилиндре.
Чтобы повысить мощность двигателя, они
увеличили степень сжатия смеси. Эффект оказался неожиданным: бензин сгорал
очень быстро, взрыво-образно – поршень за это время почти не успевал
переместиться и поэтому оказывался под огромной нагрузкой. Требовалось ввести
некую количественную характеристику детонационной стойкости топлива. Такой
характеристикой стало октановое число, определяемое сравнением исследуемого
топлива с эталонными топливами. В качестве первичных эталонов служат изооктан,
высокая детонационная стойкость которого условно принята за 100 пунктов шкалы
октанового числа, и гептан, детонационная стойкость которого принята за нуль.
Таким образом, бензин с октановым числом 95 соответствует смеси 95 процентов
изооктана и 5 процентов гептана. На нефтеперегонных заводах используют два
метода определения октанового числа бензина: моторный и исследовательский. Моторный
метод имитирует движение автомобиля по шоссе при работе двигателя на
максимальной мощности.
При исследовательском методе создаются условия более
мягкие, соответствующие городской езде, и в этом случае октановое число
получается больше. Стандарт требует приводить оба числа, но на бензоколонках
обычно указывается октановое число, полученное исследовательским методом.
Отсюда следует, что при дальних поездках целесообразно добавлять в бак бензин с
более высоким октановым числом. |