Прототипы
велосипеда – четырехколесные повозки-самокаты – строились изобретателями разных
стран: Г. Гантшель (Германия, 1649 год), Р. Ла Рошелли (Франция, 1693 год), Л.
Шамшуренков (Россия, 1752 год), Овенден (Англия, 1761 год) и др.
Первый
двухколесный велосипед с педалями, большим ведущим передним колесом и малым
задним построил в России крепостной мастер E. М. Артамонов. На этом велосипеде
в 1801 году он проехал от Верхотурья (под Пермью) до Петербурга. В 1808 году в
Париже появился двухколесный велосипед без рулевого управления: движение
осуществлялось отталкиванием ногами от земли. Карл Дрез фон Сауэрброн
(Германия) в 1815 году снабдил этот велосипед рулевым управлением и в 1818 году
зарегистрировал первый патент на велосипед.
В 1850-е годы немецкий механик Ф.
М. Фишер приделал к переднему колесу шатуны и педали. Так сложилась модель
велосипеда «boneshaker» («костотряс») – тяжелая жесткая конструкция с
равновеликими деревянными колесами, усиленными железными обручами. Со временем
деревянные колеса были заменены колесами с тонкими металлическими ободами,
проволочными спицами и сплошными резиновыми шинами. Для повышения скорости
движения был увеличен диаметр ведущего колеса. Появился велосипед новой
конструкции – «паук», у которого диаметр переднего (ведущего) колеса иногда
достигал 180 сантиметров, а заднего – 30 сантиметров. Этот тип велосипеда
просуществовал около 20 лет.
В 1893 году в Англии был создан велосипед «safety»
(«безопасный»), в общих чертах сохранившийся до настоящего времени. В конце XIX
века в конструкцию велосипеда ввели цепную передачу, шарикоподшипники,
пневматические шины, свободный ход и механизм переключения передач. Тогда же
началось промышленное производство велосипедов.
С 1818 года по наше время
зарегистрировано более 30 тысяч патентов на велосипед и его комплектующие. Этот
перечень продолжает постоянно пополняться.
|