Обычно
курс судна определяют углом между плоскостью меридиана и диаметральной
плоскостью судна, отсчитываемым в градусах от северной части меридиана по ходу
часовой стрелки (от 0 до 360 градусов). Однако на парусных судах кроме обычного
применяется определение курса относительно ветра по углу между направлением
ветра и диаметральной плоскостью судна. В зависимости от значения этого угла
курс судна получает различные наименования: бейдевинд, галфвинд, бакштаг и
фордевинд. Бейдевинд – курс судна, при котором угол между его диаметральной
плоскостью и направлением ветра составляет 10–80 градусов правого или левого
борта.
Различают крутой бейдевинд (угол 10–45 градусов) и полный бейдевинд
(угол 45–80 градусов). Галфвиндом называют курс, при котором диаметральная
плоскость судна составляет с направлением ветра прямой или близкий к прямому
угол. Про судно, идущее в галфвинде, говорят, что оно «идет в полветра».
Бакштаг – курс, при котором угол между диаметральной плоскостью судна и линией
ветра составляет 90—180 градусов правого или левого борта.
Различают крутой
бакштаг (угол 90—135 градусов) и полный бакштаг (угол 135–180 градусов).
Фордевиндом называют курс судна, совпадающий с направлением ветра. Иногда
фордевинд называют полным ветром, а про судно, идущее в фордевинде, говорят,
что оно «идет полным ветром». Название курса парусного судна, при котором ветер
дует ему прямо в нос, в морских словарях и энциклопедиях не упоминается, но
этот пробел в морской терминологии заполнил капитан Христофор Бонифатьевич
Врунгель (герой любимой многими детьми повести Андрея Некрасова), предложивший
название «вмордувинд». |