Первый
паровоз (повозку на железнодорожном ходу, приводимую в движение паровой
машиной) изобрел в Англии в 1803 году Ричард Тревитик. Использовался паровоз в
качестве аттракциона: на радость публики он ездил по кругу словно огромная
игрушка.
Самый
мощный паровоз (около 8 тысяч лошадиных сил) – американский «Биг Бой»
(«Большой мальчик»; выпуск 1941 года), самый скоростной (202 километра в
час) – английский «Маллард». В СССР самый быстрый паровоз (серии 2-3-2) на
испытаниях в 1938 году достиг скорости 178 километров в час. Самый экономичный
товарный паровоз серии ЛВ имел коэффициент полезного действия 9,27 процента. По
мощности, скорости и экономичности паровоз уступает тепловозу и электровозу,
однако значительно превосходит и тот и другой по выносливости и
неприхотливости. Паровоз способен выдерживать 400 процентов перегрузок
относительно расчетной мощности, а отапливаться может порой совершенно
немыслимыми видами топлива, например сырыми осиновыми дровами, а в годы
Гражданской войны в России, случалось, и сухой воблой. Ремонт паровоза стоит
значительно меньше, чем тепловоза или электровоза; гораздо дешевле, чем
электроэнергия и солярка, обходятся уголь и мазут. Именно эти качества паровоза
во многом определили бесперебойность работы железных дорог во время Великой
Отечественной войны в СССР. |