Первый
радиолокатор изобрел в 1904 году немецкий инженер Христиан Гюльсмейер. Свое
изобретение он назвал «телемобилоскоп». Вот как писал о изобретении Гюльсмейера
издававшийся в Петербурге «Почтово-телеграфный журнал»: «Изобретение основано
на принципе беспроводной телеграфии и имеет целью обнаружение в море судов и
вообще металлических предметов. Разница между обычной станцией беспроволочного
телеграфа и новым изобретением заключается лишь в том, что, в то время как при
телеграфии приемник и передатчик находятся на разных судах, в телемобилоскопе
они расположены на одном и том же судне.
Посылаемые передатчиком электрические
волны не могут непосредственно достигнуть приемника, а должны быть отброшены назад
некоторым металлическим предметом на море (например, судном) и, изменив свой
путь, дойти до приемника. Суда, снабженные установкой этой системы, могут
обнаруживать всякое другое судно с расстояния от 3 до 5 километров. Аппарат
указывает также, в каком направлении находится встречное судно. Таким образом,
капитан имеет время, чтобы изменить курс и избежать столкновения задолго до
того, как могут быть замечены световые либо слуховые сигналы встречного судна.
Опыт с прибором этого рода на озере близ Берлина увенчался полным успехом».
Позже телемобилоскоп с успехом испытывался и в Атлантике на регулярных рейсах
Гамбург – Нью-Йорк. Гюльсмейер пытался заинтересовать своим изобретением
крупные электротехнические фирмы, но никто не захотел купить у него патент, а сам
он не смог найти средства на серийное производство. Первые радиолокаторы
появились лишь в 1936 году на юго-западном побережье Великобритании, они
показали свою эффективность при отражении налетов немецкой авиации во время
Второй мировой войны.
В 1937 году радиолокатор был установлен на корабле США и
прошел всесторонние испытания. В СССР первые опыты по радиообнаружению
самолетов провели в 1934 году. Промышленный выпуск радиолокаторов, принятых на
вооружение, начался в 1939 году.
|