Впервые
этот термин появился в середине минувшего столетия в США и относился к кино.
Дело в том, что киносъемочная камера и соответственно проекционный киноаппарат продвигают
пленку со скоростью 24 кадра в секунду. Но в 1957 году в США был поставлен
любопытный эксперимент: пленку продвигали чуть быстрее – 25 кадров в секунду,
причем на 24 из них был снят фильм, а на 25-м – реклама воздушной кукурузы
(поп-корна). Видеть эту рекламу люди не могли, поскольку зрительное восприятие
имеет ряд ограничений, в том числе временных.
Однако по окончании фильма
большинство зрителей отправились покупать поп-корн. Реклама, следовательно, все
же была воспринята, но не сознанием, а подсознанием. И, как любое обращение к
подсознанию, это явление представляло собой определенную опасность. Пока это
относилось лишь к кино, опасность была по большей части абстрактной: монтаж
выполняли вручную, что достаточно сложно и недешево, а потому и использовать
его не имело смысла.
В наше время ситуация изменилась кардинально. Киносъемки
теперь ведутся не на кино-, а на видеопленку, а для монтажа существуют весьма
эффективные компьютерные технологии с богатейшими возможностями. Поэтому
опасность применения скрытых кадров (необязательно «двадцать пятых») возросла
неизмеримо.
|