Согласно
статистическим данным, ежегодно жертвами морских катастроф становятся сотни
тысяч человек, при этом треть из них – те, кто уже, казалось бы, спасся –
находятся в шлюпке или на плоту. Умирают эти люди, как правило, в течение
первых трех суток после кораблекрушения, когда еще не может сказаться
недостаток еды или питья. Немало известно и таких случаев, когда недостатка в
провизии не было вообще, но люди на спасательных плотах и шлюпках все равно
погибали. Например, всего через 2 часа после гибели «Титаника» подоспевшие
спасатели обнаружили в шлюпках как умерших, так и находящихся при смерти людей. Психофизиологи считают, что главной причиной гибели людей после кораблекрушения
является панический страх. Погибает тот, кто потерял надежду, кем овладело
отчаяние. У потерпевшего резко нарушаются обмен веществ и все физиологические
процессы, возникает паралич сосудодвигательных нервных волокон. Механизм
подобной смерти представляется аналогичным тому, что характерен для так
называемой смерти вуду, известной среди ряда племен Африки, Австралии и Новой
Гвинеи. Аборигены этих регионов, узнав, что на них наложено особого рода
проклятие, впадают в панику, которая вскоре сменяется отчаянием, апатией и
заканчивается смертью.
В конечном счете, утверждают психофизиологи, все зависит
от самого человека – от его внутренней подготовленности к ситуации, от образа
действий и мыслей. Люди, уверенные в своих силах, в друзьях, в своей стране, в
том, что их будут искать и непременно спасут, а также верующие, убежденные в
том, что им не даст погибнуть Бог, имеют больше шансов живыми дождаться
спасателей.
|