Формальным
поводом к отделению английской церкви от папства (к Реформации в Англии)
послужили семейные дела «защитника веры», как именовал себя английский король
Генрих VIII (1491–1547), до этого лично занимавшийся опровержением ереси Лютера
(в ответ Лютер называл короля «ослиной башкой» и «безмозглым шутом»). «Не
можем» – этими словами, заимствованными из «Деяний апостолов», папа Климент VII
ответил на просьбу Генриха VIII о расторжении брака с Екатериной Арагонской
(развод нужен был королю, чтобы жениться на придворной красавице Анне Болейн).
Принципиальность римского престола была вызвана не религиозными, а сугубо
земными, политическими соображениями: Климент VII не мог идти наперекор
племяннику Екатерины – испанскому королю и германскому императору Карлу
V, – владения которого в Италии со всех сторон окружали Папское
государство. Но Генриху VIII (как, впрочем, и английскому духовенству) еще менее
улыбалось зависеть от папы, который зависел от императора.
В мае 1533 года
Томас Кранмер, архиепископ Кентерберийский (высшее духовное лицо в Англии)
объявил недействительным брак Генриха VIII и Екатерины Арагонской и признал
законным совершенное в январе тайное бракосочетание короля с Анной Болейн. В
ответ в июле того же года папа отлучил от церкви Генриха VIII и Томаса
Кранмера. «Мы должны благодарить всемилосердного Бога, который может заставить
и такого дьявола с его демонами служить на пользу блаженства нашего и всех
христиан!» – воскликнул Лютер, узнав о разрыве Генриха VIII с Римом.
В марте
1534 года английский парламент принял акт, которым положил конец подчинению
отечественного духовенства власти папы. Прекращались выплаты Риму церковных
налогов, запрещалась апелляция к папе, высшей судебной инстанцией
провозглашались архиепископ Кентерберийский и король. Последний получал право
назначать епископов, искоренять всякого рода ереси. Титул главы церкви позволил
Генриху VIII провести секуляризацию монастырских земель в пользу казны.
Подчинение англиканской церкви светской власти не затрагивало собственно
религиозных вопросов: ни культ, ни догматика не изменились, – и (во
многом) по существу исповедуемая в стране религия осталась католической. |