Первой
крупной ересью, возникшей в русских городах, было движение стригольников,
возникшее в середине XIV века в Новгороде и распространившееся в первой
половине XV на Псков.
Причины появления этой ереси неизвестны, а название ей
было дано в связи с ремеслом одного из основателей секты новгородца Карпа,
«художеством стригольника» (по наиболее вероятному толкованию – «стригаля
сукна», ремесленника-суконщика). Новгородские стригольники выступали с критикой
официальной церкви – как ее догматов, так и внутренней организации. Они
обличали нравы духовенства, стяжательство и мздоимство церковных верхов,
отрицали вообще священническую иерархию. К основам веры стригольники, в
противоположность ортодоксальным представлениям о непогрешимости текстов
Священного Писания, требовали критического подхода.
Стригольники отвергали
таинство причащения – как действие, необъяснимое разумом и к тому же
совершаемое такими безнравственными людьми, как священники; они не признавали
церковной исповеди, ибо отказывались видеть в священниках особых людей,
наделенных «божественной благодатью»; отрицали они также таинства и обряды,
связанные со смертью. Псковские стригольники обрушивались не только на
духовенство, но и на монашество, а наиболее радикальная их группа отрицала
важнейший религиозный догмат о воскресении мертвых и, следовательно,
существование загробной жизни.
Ересь стригольников нашла сравнительно широкий
отклик в слоях новгородского и псковского населения и, несмотря на жестокие
преследования, держалась довольно длительное время. Ее сторонники имелись даже
среди части духовенства и монашества, недовольной церковными порядками, в
частности среди монахов псковского Святогорского монастыря. Церковь принимала
самые крутые меры для подавления еретических выступлений. В 1375 году в
Новгороде была произведена публичная казнь еретиков: «…стригольников побита,
дьякона Микиту, дьякона Карпа и третье человека его, и свергоша их с мосту».
В
1386 году в город прибыл Стефан Пермский, составивший специальное поучение
против стригольников. Даже константинопольский патриарх Нил посылал в 1382 году
в Новгород грамоту с обличением ереси и требованием утвердить «истинную
христианскую веру». Четырежды направлял грамоты, осуждавшие стригольников,
митрополит Фотий.
|