Претензии
римского епископа на примат, то есть высшее иерархическое положение в
христианской церкви, основаны на утверждении (весьма спорном, историческими
фактами не подтвержденном), что основателем и первым епископом римской
христианской общины был сам апостол Петр, которому, по свидетельству
евангелиста Матфея (16:18–19), Иисус Христос заявил: «Я говорю тебе: ты – Петр,
и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе
ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и
что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Папа Каликст I
(217–222) и следовавшие за ним римские первосвященники, считая себя преемниками
Петра, а следовательно, «наместниками Бога на земле», доказывали, что ключи от
всех «семи небес» могут, по усмотрению римского епископа, открывать перед любым
смертным царство небесное и люди, даже совершившие самые ужасные преступления,
могут быть им очищены от грехов и впущены прямо в рай. В качестве аргумента в
притязаниях на главенство приводилось и то обстоятельство, что земля Рима якобы
особенно сильно пропитана кровью мучеников и что среди последних были апостолы
Павел и Петр, которые своей смертью сделали навеки Рим святейшим городом
вселенной.
Против этих притязаний римского епископа выступали более ранние
большие восточные общины, в частности Александрии, Иерусалима и Антиохии. Право
считаться творением Петра и владеть ключами небесного царства оспаривал у Рима
с особенным упорством Иерусалим, а позже город Пелла, а также общины восточного
берега Иордана. |