Весной
1653 года Патриарх Московский и всея Руси Никон с согласия царя Алексея
Михайловича начал церковную реформу, отдав распоряжение о правке литургических
текстов в соответствии с греческими оригиналами. Следствием этой реформы стал
раскол Русской православной церкви на никонианцев и старообрядцев
(раскольников).
Русские богослужебные книги и религиозные обряды отличались от
греческих, причиной этих отличий были ошибки при переводе или переписывании
текстов. Необходимость правки текстов и обрядов была вызвана также
присоединением к Русскому государству Украины, где сохранилась более близкая к
византийской православная традиция. Правка эта чаще всего касалась обрядовых
формальностей (так, двоеперстие было заменено троеперстием, земные поклоны
поясными). Несмотря на отставку Никона в 1658 году, старообрядчество навсегда
осталось в оппозиции, обвиняя официальную церковь в отступлении от «древлего
благочестия». Особенно массовый характер движение раскольников приняло после
церковного собора 1666–1667 годов, на основании решений которого были казнены
или отправлены в ссылку многие идеологи раскола, объявленные еретиками.
В 1682
году был сожжен на костре протопоп Аввакум, один из первых противников
патриарха Никона. Продолжение преследований привело к тому, что раскол стал
знаменем неповиновения правительству: старообрядцы отказывались служить в армии
и принимать присягу, участвовали во многих восстаниях и смутах. Преследования
раскольников придали им ореол защитников «истинного православия» и обеспечили
поддержку различных слоев общества. Многие приверженцы старой веры бежали в
глухие места Севера, Поволжья и Сибири и создали там свои общины.
В XIX—ХХ
веках раскол, в котором оформились внутренние различия (прежде всего по вопросу
создания собственной священнической организации), стал в первую очередь
религиозным явлением.
|