Канон
Нового Завета состоит из двадцати семи книг. Это четыре Евангелия, Деяния
апостолов, двадцать одно послание, авторство которых приписывается апостолам
Павлу, Иакову, Петру, Иоанну и Иуде, и Откровение Иоанна Богослова
(Апокалипсис). Состав этого сборника вызывает серьезные вопросы, в него могло
быть включено значительно больше документов. Речь вовсе не идет о «пропавших»
книгах – эти книги были преднамеренно исключены из канона. Это не
второстепенные документы – среди них Евангелия от Петра и Марии, Евангелие
младенчества, Первоевангелие Иакова и другие важнейшие памятники.
Список книг,
включенных в канон, был составлен в 367 году епископом Афанасием
Александрийским и утвержден церковными соборами в 393 и 397 годах. Таким
образом, Новый Завет в его современном виде – продукт субъективного отбора.
Более того, книги Нового Завета подверглись цензуре и редактированию.
В 1958
году профессор Мортон Смит из Колумбийского университета обнаружил в монастыре
в окрестностях Иерусалима письмо с отсутствующим в каноне фрагментом Евангелия
от Марка. Из содержания письма следует, что этот фрагмент не был утерян – он
был намеренно исключен из канонического текста по указанию пресвитера Климента
Александрийского (умер до 215 года).
Указанное Евангелие было также «дополнено»
– его первоначальная версия заканчивалась распятием, захоронением и
обнаружением пустой гробницы, в ней не было ни воскрешения, ни явления ученикам
после воскрешения. И данный пример не единичен. Еще в начале III века
христианский теолог Ориген, говоря о текстах Нового Завета, констатировал:
«Сегодня очевидно, что в рукописях встречаются значительные расхождения то ли
из-за небрежности переписчиков, то ли из-за возмутительной дерзости тех, кто
правил текст, а может, и потому, что находятся люди, что по своему усмотрению
сокращают или добавляют, сами себе присваивая эти права». |