В
988 году великий князь киевский Владимир Святославович заменил язычество
христианством, которое он принял из Византии после захвата греческой колонии
Херсонес и женитьбы на сестре византийского императора Анне.
Крещение Киевской
Руси проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией
насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев
населения. В самом Киеве этот процесс прошел хотя и по принуждению, но мирно.
Владимир разослал по всему городу глашатаев, которые должны были явить народу
повеление князя: «Если кто не придет завтра на реку – богат ли, или убог, или
нищий, или раб, – да будет противник мне». По свидетельству киевского
митрополита Иллариона, «не было ни одного противящегося благочестивому
повелению его (князя Владимира), даже если некоторые и крестились не по доброму
расположению, но из страха к повелевшему сие, ибо благочестие его было
сопряжено с властью».
В других же городах замена традиционного культа новым
встречала открытое сопротивление. В Новгороде даже пришлось пустить в ход
военную силу: «Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнем». А в отдаленном
Ростове, где крещение прошло, по-видимому, без особых инцидентов, очень скоро
наступила жестокая реакция. Первые два ростовских епископа сбежали оттуда, «не
терпяще неверия и досаждения людей»; против третьего епископа, Леонтия,
поднялся бунт – его хотели изгнать из города и даже убить; только четвертому
епископу, Исаии, удалось «предать огню» все идолы, стоявшие в Ростове и в его
области, и «напоить» тамошних жителей своим учением, вероятно, не без
содействия военной силы.
Если так было в городах, то в селах и лесах было,
очевидно, еще хуже; к сожалению, летопись, интересующаяся исключительно
княжеско-боярской и церковной аристократией, ничего не говорит о ходе обращения
в новую веру простого народа. |