Русская
православная церковь первоначально являлась митрополией константинопольского
патриархата и была для него колонией, куда направлялись «излишки» духовенства
из Византии. А излишки эти были весьма значительны. Клириков в
константинопольском патриархате было, по выражению византийского летописца,
«неисчислимое количество». Священников, например, даже в таком провинциальном
городишке, как Эдесса, было до двухсот; в более крупных городах их было
еще больше; монахи насчитывались десятками тысяч и являлись настоящей язвой для
страны; епископов было до 6 тысяч, а около них кишели их прихвостни.
Вся эта
армия не могла прокормиться на греческих хлебах, многие голодали и
нищенствовали; «перепроизводство» клириков заставляло патриарха искать новых
мест для насаждения «истинной» веры. Как только под властью
константинопольского патриарха появилась новая русская церковь, из Византии
хлынули в нее готовые отряды «святителей» и «просветителей». Не только все
первые епископы, но и все первые священники и монахи были в Киевской Руси из
греков. Основателем Киево-Печерского монастыря был афонский монах Антоний;
другие монастыри ставились русскими князьями и боярами, но для управления ими
приглашались также греческие монахи, приводившие с собой и ядро «подвижников».
С течением времени в составе приходского духовенства и монашества появился,
конечно, и значительный процент местных людей, но митрополия и епископат
по-прежнему оставались, за немногими исключениями, греческими.
За все время
существования Киевского княжества на митрополичьем престоле только два раза
были русские епископы – оба раза с момента конфликтов киевских князей с
Византией (Иларион в 1051 году при Ярославе, после войны с греками; Клим, или
Климент, при Изяславе в 1148 году, поставленный князем на место поссорившегося
с ним грека Михаила). |