Психологи
применяют для оценки умственных способностей так называемый коэффициент
интеллекта. Для каждого возрастного периода определяется некая норма
достигнутых знаний и умений, при которой значение коэффициента интеллекта
полагается равным 100 баллам. Отклонения от этого стандарта позволяют судить об
опережении или отставании в умственном развитии. Система тестов на определение
коэффициента интеллекта включает как задания, требующие словесного ответа на
поставленные вопросы, так и задачи на манипулирование, например складывание
целостной фигуры по данным ее частям. Требуется решить – с ограничением времени
– простые арифметические задачи и примеры, ответить на ряд вопросов, определить
значения некоторых терминов и слов. Ответы оцениваются по определенной, заранее
установленной шкале. Общее количество баллов, полученное по всем заданиям,
переводится посредством таблиц, заранее отработанных на больших контингентах
испытуемых, в соответствующий показатель коэффициента интеллекта. При оценке
учитывается возраст испытуемого.
С помощью применения коэффициента интеллекта в
США, например, проводится отбор в армию, оценивается степень подготовленности
учащихся, проводятся социолого-психологические обследования. У среднего
нормального человека уровень коэффициента интеллекта равен 100 баллам, у
выпускника, окончившего с отличием университет, – 120–125 баллам.
Французские биологи измерили коэффициент интеллекта устрицы, он оказался равным
2–3 баллам. |