Мореходная
астрономия интенсивно развивалась из века в век и достигла большого совершенства.
Этот важный раздел практической астрономии позволял морякам очень точно
определять географические координаты (широту и долготу) в открытом море. В
распоряжении морских штурманов появились точные угломерные инструменты и
морские астрономические справочники. В 1714 году парламент Великобритании –
крупнейшей тогда морской державы – установил огромную премию за разработку
наиболее надежного способа определения долготы. Одним из экспертов выступал сам
Ньютон. Предложенный метод (и он прослужил очень долго) был основан на
сравнении моментов времени в данном месте и месте, географическая долгота
которого точно известна.
Из астрономических наблюдений определяли местное
время, а хронометр, который непременно должен был быть на судне, показывал
точное время того пункта, относительно которого желали определить долготу.
С
появлением радио задача упростилась, поскольку стало возможным непосредственно
узнавать время нулевого географического меридиана или пункта с известной
долготой. Разность времен равна разности географических долгот. Штурман должен
либо принять сигналы точного времени, например из Лондона или Москвы, либо
иметь в своем распоряжении точные часы (хронометр), идущие по времени
какого-либо известного пункта. А местное время пункта, в котором находится
судно, штурман определяет из астрономических наблюдений и с помощью данных,
содержащихся в каталогах или звездных картах.
Вторую географическую координату
– широту – определяли по склонению и прямому восхождению светила, находящегося
в зените. |