Многие
астрономы Античности (Пифагор, Платон, Птолемей и др.) и все христианские до
Кеплера полагали, что планеты движутся по круговым траекториям. Окружность
считалась «совершенной» геометрической фигурой, и планеты, пребывающие в
небесных высях, вдали от земной скверны, тоже мыслились «совершенными». В
равномерном круговом движении планет были уверены Галилей и Браге, родившиеся
уже после смерти Коперника. Коперник же утверждал, что альтернатива должна
заставить «разум содрогнуться», поскольку «было бы недостойно помыслить такое о
сотворении мира, которое вершилось наилучшим из возможных образом».
Теория
Коперника основывалась на гипотезе о строго круговом и равномерном ходе планет.
Она не позволяла прогнозировать их видимые движения с той же точностью, с какой
это можно было сделать на основе модели Птолемея, базировавшейся на сложной
системе дифферентов и эпициклов. А потому единственное преимущество коперниковской
гелиоцентрической системы мира состояло в ее простоте и логичности. Теория
Коперника окончательно восторжествовала лишь благодаря Кеплеру.
Согласно
Копернику, Земля являлась планетой. А Кеплер ясно понимал, что она, раздираемая
войнами, моровыми поветриями, голодом и прочими напастями, весьма далека от
совершенства. А если планеты несовершенны, почему их орбитам не быть такими же?
Попробовав для вычисления орбиты Марса формулу эллипса, Кеплер обнаружил
поразительное согласие с данными наблюдений. С этого момента никаких
объективных препятствий для полного признания гелиоцентрической системы мира
уже не оставалось.
|