Фундаментальную
идею о том, что Земля – не центр мироздания, а вращающаяся вокруг Солнца
планета, мы привыкли связывать с именем Николая Коперника.
Не умаляя величайшей
заслуги польского астронома, следует все же отметить, что идея эта была хорошо
известна за тысячи лет до его рождения. Египетские жрецы, создававшие в
погребальных пирамидах всевозможные хитроумные устройства, уже прекрасно знали
и то, что планеты вращаются вокруг Солнца, и то, в каком порядке от светила они
располагаются. В Древнем Риме, в храме Весты, существовал планетарий, в центре
которого помещался огонь, символизировавший Солнце, а вокруг него вручную переносили
планеты.
Однако в Древнем мире у гелиоцентрической гипотезы были могущественные
оппоненты в лице сторонников геоцентризма. Когда в 280 году до нашей эры
древнегреческий астроном Аристарх Самосский в своем сочинении (к сожалению, не
дошедшем до нас) поместил в центре планетной системы не Землю, а Солнце, эта
идея оскорбила многих его современников. Раздавались призывы покарать его за
безбожие, как это было спустя почти две тысячи лет с Галилеем и Бруно.
Как
отмечает американский астроном Карл Саган в своей книге «Космос: эволюция
Вселенной, жизни и цивилизации», подсознательное сопротивление идеям Аристарха
и Коперника остается и в нашей повседневности. Мы продолжаем говорить, что
Солнце «восходит» и «садится», наш язык продолжает считать Землю неподвижной.
|