– А-а! Тогда все
понятно, – сказал Болванщик. – Убить Время! Разве такое ему может
понравиться! Если б ты с ним не ссорилась, всегда могла бы просить у
него всё, что хочешь. Допустим, сейчас десять часов утра – пора идти на
занятия. А ты шепнула ему словечко и р-раз! – стрелка побежала вперёд!
Половина второго – обед!
Л. Кэрролл. Алиса в стране чудес
Сущность времениПонимание
природы времени более сложно, чем понимание пространства. Пространство
воспринимается легче потому, что мы можем свободнее в нём
ориентироваться, перемещаясь в любом направлении, двигаясь в одну
сторону и возвращаясь обратно. Со временем это делать нельзя, временем
мы управлять не можем. Во времени что-то появляется, меняется и
непременно исчезает. Это последнее обстоятельство всегда вызывало у
людей страх и тревогу. В древнегреческой мифологии время олицетворяет
божество Кронос, порождающий и пожирающий своих детей. Не будучи
способными понять сущность времени, люди часто используют для его
описания глаголы, которые на самом деле описывают движение в
пространстве неких предметов. Время в нашей речи может «идти», «лететь»,
«ползти», «проходить» и т. д. Однако время не предмет и в пространстве
не передвигается, но за неимением других способов его описания мы
уподобляем время движению. Часто приходится слышать, что время – это
последовательность событий. Но тогда возникает вопрос:
последовательность в чём? Ясно, что не в пространстве. Значит, во
времени. Получается, что «время – это последовательность событий во
времени». Понятно, что из такого определения многого не извлечёшь.
Из представления о времени как о чём-то схожем с
пространством рождаются многочисленные литературные произведения о
машине времени (рис. 36), которые пользуются большой популярностью,
несмотря на их не только ненаучность, но и просто логическую
бессмысленность. Ведь что значит, например, отправиться в будущее? Да
ведь мы именно это всю жизнь и делаем. Для того чтобы ехать в будущее,
не нужна никакая машина времени. А что будет, если мы поедем в
прошлое?.. Допустим, мы попали во вчера. Но ведь мы и были в нём вчера и не знали и не можем знать, что будет завтра, т. е. сегодня.
А если отправиться ещё дальше в прошлое, то мы будем делаться всё
моложе и моложе, пока не исчезнем в момент своего рождения. А в
позапрошлый век мы не попадём, потому что тогда нас не было.
Психологической подоплёкой разговоров о машине времени служит
бессознательное убеждение в том, что существуют два времени – одно моё
собственное, в котором я проживаю свою жизнь, а другое – объективное,
или чужое, где существует всё остальное. Рис. 36. Попытки сконструировать машину времени предпринимались человечеством неоднократно
Если я завтра окажусь в Древнем Египте, то для меня
это будет завтра, а для всех остальных три тысячи лет назад. Такое
представление ни на чём не основано, ведь весь наш опыт показывает, что
время для всех одинаково. Можно было бы, конечно, допустить, что наши
знания пока недостаточны и когда– нибудь машина времени будет создана на
основе каких-то новых, в настоящее время неизвестных, законов физики.
Но тогда возникает вопрос, который задал английский космолог Стивен
Хокинг:
«Если путешествия во времени возможны, то где же туристы из будущего?»
Почему к нам не приезжают люди из того
будущего, когда машина времени уже изобретена? Приходится признаться,
что мы их видели только в кино.
Понимание природы времени представляет, главным образом,
психологическую и философскую проблему. Однако как в повседневной
жизни, так и в научных исследованиях мы не можем обходиться без времени
и, более того, без его измерения. Хотя мы не можем точно сказать, что
такое время, мы всегда интуитивно его ощущаем. Лучше всех о понимании
проблемы времени сказал философ Аврелий Августин, живший в III–IV вв.:
«Если никто не спрашивает меня, знаю; если же хочу объяснить спрашивающему, не знаю».
Проблема измерения времени.Независимо
от понимания сущности времени необходимость измерения времени в
практических целях возникла у человечества очень давно. Древнеегипетские
и вавилонские жрецы определяли время с большой точностью, измеряя
движение планет и звёзд по небесному своду (рис. 37). Правда, таким
образом можно было точно измерять только большие промежутки времени,
соизмеримые с годами. Наименьшей единицей времени, которую можно было
измерять по движению Солнца, были сутки (день). Для более точного
определения времени сутки делили на часы. Однако поскольку длина
светового дня неодинакова в различное время года, то и часы имели разную
продолжительность. У некоторых народов сутки делились на 12 дневных и
12 ночных часов. Естественно, что летом дневные часы оказывались
продолжительнее ночных, а зимой – наоборот.
Во всех случаях измерить время можно только с помощью
какого– то движения. В качестве единицы измерения времени может
выступать только периодическое движение. Оно должно быть периодическим,
т. е. нужно, чтобы определённое состояние повторялось через определённые
промежутки времени. Но мы опять ловим себя на противоречии. Что такое
«через определённые промежутки времени»? Откуда берётся ощущение
времени? Некоторые мыслители Античности и Средневековья считали, что
поскольку измерение времени основывается на движении небесных светил, то
это движение и есть само время. Однако такое объяснение многим казалось
неприемлемым: почему время создаётся только движением Солнца и звёзд, а
не чего-либо ещё? Поэтому многие мыслители, такие как Аристотель,
Августин и Кант, считали, что время – это природное внутреннее ощущение
человека, оно протекает в его душе. Рис. 37.
Ещё в древности люди умели точно определять большие промежутки времени,
измеряя движение планет и звёзд по небесному своду
Основатель современной физики Исаак Ньютон утверждал, что существует два вида времени:
«…абсолютное, истинное
математическое время… без всякого отношения к чему-либо внешнему
протекает равномерно и иначе называется длительностью» и «относительное,
кажущееся или обыденное время есть… постигаемая чувствами, внешняя,
совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности,
употребляемая в обычной жизни».
Однако абсолютное время у Ньютона являлось
только предметом его философских размышлений. В физике же и вообще в
естествознании используют именно «меру продолжительности», которая
«совершается при посредстве движения» и в соответствии с правилами
научного метода должна быть измерена.
Проверьте свои знания1. Какими способами пользовались в древности для измерения времени?
2. Что говорили о времени Аристотель и Августин?
3. Какой парадокс лежит в основе рассуждений о машине времени?
4. Какие два времени различал Ньютон?
5. Вспомните, когда время в вашей жизни тянулось
особенно долго; быстро летело. С чем это было связано? Что в связи с
этим можно сказать о субъективности восприятия времени разными людьми в
разное время?
Задания1. Сравните
субъективную и объективную протяжённость времени. Для этого постарайтесь
мысленно определить, когда пройдёт минута времени после поданного
сигнала, и поднять в этот момент руку. Учитель при этом смотрит на
секундомер и отмечает время, которое прошло до этого момента. По
окончании опыта результаты сравниваются. Таким образом можно определить,
кто из учеников является «укоротителем», а кто – «удлинителем» времени.
2. Прочитайте знаменитый научно-фантастический
рассказ американского писателя Рэя Брэдбери «И грянул гром». Чем
закончилось для главного героя путешествие во времени? Как вы считаете,
возможен ли от вмешательства в прошлое такой эффект, как описывает его
автор? Выскажите свою точку зрения и обсудите её с одноклассниками.
3. Вспомните, какие вам известны художественные
фильмы, герои которых путешествуют во времени. Как вы думаете, почему
подобные сюжеты пользуются большой популярностью как у режиссёров, так и
у зрителей? |