Сократ – друг, но самый близкий друг – истина.
Платон
Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине.
Аристотель
Эпоха Средневековья.В
период раннего Средневековья развитие естествознания практически
остановилось. Хотя в практическом отношении эта эпоха сделала шаг вперёд
по сравнению с Античностью. В это время стали широко использоваться
железные орудия, были освоены новые культуры сельскохозяйственных
растений и расширились территории посевов, разрабатывались новые
конструкции мельниц и охотничьих орудий. Однако научные исследования в
этот период практически никого не интересовали. Сознание человека
раннего Средневековья было религиозно-мистическим, определяемым отчасти
христианством, отчасти патриархальной мистикой. По сохранившимся
источникам видно, что средневековый человек часто не очень отчётливо
понимал, в каком мире он, собственно говоря, находится. Его наполняли
переживания, связанные с всевозможными видениями, откровениями,
ощущениями наказаний за грехи и т. д. Человеческая личность не могла
играть в этом мире сколько-нибудь самостоятельную роль. Поведение
человека обосновывалось ссылками на сверхъестественные силы, которые
могли по своей воле в любой момент нарушить ход естественных событий.
Высшей из этих сил считался Бог. Рис. 11. Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (Авиценна)
Достижения античной науки в средневековой Европе
практически не были известны, а культура Древнего мира категорически
отвергалась как языческая и, следовательно, греховная. В это время
традиции античных авторов нашли своё продолжение в странах Передней и
Средней Азии. Расцвет арабской науки пришёлся на X–XII вв. Одним из
наиболее знаменитых учёных этого времени был Ибн Сина, получивший
известность в Европе как Авиценна (980—1037) (рис. 11). Ибн Сина внёс
огромный вклад в медицину, занимался философией (развивал идеи
Аристотеля) и музыкой. Выдающимися арабскими учёными того же периода
были Аль-Бируни, с высокой точностью определивший плотность веществ и
объяснивший действие артезианских колодцев на основе принципа
сообщающихся сосудов, его современник Аль– Хайтан (Альхазен), внёсший
большой вклад в развитие оптики, а также Аль-Хазини, написавший в начале
XII в. «Книгу о весах мудрости», представляющую собой полный курс
средневековой физики.
Военные и экономические контакты с арабской культурой
открыли для европейцев философию и науку как новую сферу познания. В
XI в. в Болонье (Италия) и в Париже появляются первые университеты,
служащие для распространения и расширения знаний. Рис. 12. Оксфордский университет
В XIII в. были основаны знаменитые Оксфордский
(рис. 12) и Кембриджский (рис. 13) университеты в Англии и многие другие
учебные заведения. В это же время были переведены труды Аристотеля и
других философов и механиков Греции. Физика Аристотеля была официально
одобрена христианской церковью, получила признание её выдающихся
мыслителей и долгое время пользовалась в европейских странах
непререкаемым авторитетом. Рис. 13. Кембриджский университет
Отчасти по причине этого чрезмерного, абсолютно не
критического прославления мудрости Аристотеля, отчасти из-за того, что
европейское общество не одобряло самостоятельное мышление человека,
особых достижений в области естествознания долгое время не было. Науку
этой эпохи называют схоластикой (от греческого слова, означающего «школьный»).
В этой науке никакая мысль не может быть принята, если
она не подкреплена ссылками на общепризнанные церковные или философские
авторитеты.
Эпоха ВозрожденияРешающий перелом
как в мышлении европейского человека в целом, так и в появлении
принципиально новой науки и основанной на ней техники произошёл в XV в.
с наступлением эпохи Возрождения. Рис. 14. Леонардо да Винчи
Первым универсальным гением Возрождения был Леонардо да Винчи
(1452–1519), «человек без книжного образования», чьё художественное и
техническое творчество не было подавлено господством официально
признанных авторитетов (рис. 14). Он писал по поводу схоластов:
«Хотя я и не умею так, как
они, цитировать авторов, я буду цитировать гораздо более достойную вещь –
опыт, наставника из наставников. Они ходят напыщенные и чванные,
разряженные и разукрашенные, и не своими, а чужими трудами, а мне в моих
собственных трудах отказывают, и если они меня, изобретателя,
презирают, то насколько больше следует порицать их самих – не
изобретателей, а лишь трубадуров и пересказчиков чужих трудов».
Будучи величайшим художником, Леонардо тем
не менее считал себя в большей мере «изобретателем», т. е. в современном
понимании – инженером. Его называют величайшим из инженеров, которых
знала история. Назовём только некоторые, наиболее известные, его
изобретения. Он разработал всевозможные виды механических
преобразователей движения (например, цепную передачу, до сих пор
используемую в велосипедах, и применяемый сейчас в автомобилях карданный
вал), подшипники, многочисленные станки для обработки металла и для
текстильного производства, боевые машины для ведения войны
(«жесточайшего помешательства», как он её называл), различные
замысловатые музыкальные инструменты. Леонардо долго и внимательно
изучал механику полёта птиц и в результате пришёл к идее парашюта:
«Если человек имеет шатёр из
полотна шириной 12 локтей и 12 локтей в высоту, то он может прыгать с
любой большой высоты без вреда для себя», а также самолёта и вертолёта (последний в его трудах описан как «винтовой аппарат, который, если его вращать с большой скоростью, ввинчивается в воздух и поднимается вверх») (рис. 15).
К сожалению, многие из замыслов гениального
мыслителя раннего Возрождения не могли быть в то время реализованы
из-за отсутствия источников необходимой энергии.
Помимо изобретения всевозможных полезных приспособлений,
в круг интересов Леонардо входили и чисто научные вопросы, связанные
главным образом с проблемами механики, где его можно считать
предшественником Галилея и Ньютона, о которых мы будем подробно говорить
в дальнейшем. Он пробовал прояснить и определить понятие силы и задолго
до Ньютона догадывался о законе равенства действия и противодействия:
«Что касается движения воды,
то же производит движение весла против неподвижной воды, что и движение
воды против неподвижного весла».
Леонардо также много сделал для создания экспериментального метода,
который скоро стал основой всего научного знания. Как вы узнаете из
этой главы, современная наука строится на эксперименте с последующей
математической обработкой его результатов. Об этом и говорил Леонардо. «Знание – дочь опыта», – утверждал он, поэтому «нужно ограничивать рассуждение опытом»,
а не распространять его за пределы опыта. Но опыт сам по себе – только
сырой материал, требуется ещё включить его в общее понимание мира. Так
возникла идея необходимости использования в науке математических
вычислений.
Идеи Леонардо можно встретить в трудах многочисленных
учёных, живших сразу после него. Неизвестно, были ли они заимствованы у
величайшего гения Возрождения или, как это часто бывает, «носились в
воздухе», но в XVI в. уже вполне оформилось то мировоззрение, которое
легло в основу современных естественных наук. Духовной предпосылкой
этого мировоззрения явился полный пересмотр в период Возрождения роли
человека в природе и обществе. Вместо убеждения в том, что человеком
управляют сверхъестественные силы, поведение которых невозможно
предсказать, стало укрепляться твёрдое мнение, что человеческая личность
является центром мироздания, способным самостоятельно, без помощи
церковных и философских авторитетов, познавать мир и даже управлять им.
Но ведь «сколько голов, столько и умов», и если каждый имеет право на
своё личное мнение, то как же создать истинную картину Мира, свободную
от индивидуальных ошибок и неточностей, допускаемых отдельными
наблюдателями? Для этого нужно разработать строгие методы исследований и
доказательств, т. е. жёсткие правила, по которым требуется получать
знания о природе. Всё, что добыто в соответствии с этими правилами,
следует считать истиной, а знания, полученные другими способами, не
следует принимать во внимание. Рис. 15. Проекты Леонардо: А – самолет; Б – аэроплан; В – система рычагов; Г – машина
Возможно, при этом что-то ускользнёт от нашего
внимания, но зато за полученные таким способом результаты можно будет
ручаться. Так получил распространение научный метод, а вместе с ним
родилась современная наука.
Проверьте свои знания1. Что характеризовало сознание человека Средневековья?
2. Когда и с помощью кого средневековая Европа познакомилась с трудами античных философов?
3. В чём состоят основные заслуги Леонардо да Винчи?
4. Как изменился подход к научным исследованиям после эпохи Возрождения?
ЗаданияВоспроизведите опыты Леонардо да Винчи.
1. Возьмите лист бумаги, прикрепите к его углам
грузик и наблюдайте за скоростью его падения. Затем повторите тот же
опыт с половинкой и четвертушкой листа. Не забудьте проколоть в листах
дырочки.
2. Поставьте на возвышение сосуд с водой и
подведите к нему жёлоб таким образом, чтобы вода по нему стекала
медленно. Опустите в поток воды деревянную лопатку и оцените силу,
которая вам потребуется для того, чтобы удерживать её на месте. Теперь
погрузите лопатку в жёлоб с неподвижной водой и гребите им, как это
делают при катании на лодке. Постарайтесь гнать воду с той же скоростью,
с которой она текла по жёлобу до этого, и сравните затрачиваемые в том и
другом случае силы. |