Аристотель научил меня удовлетворять свой разум только тем, в чём убеждают меня рассуждения, а не только авторитет учителя…
Г. Галилей
Отсюда
станет понятным на бесчисленных примерах, сколь полезна математика в
заключениях, касающихся того, что предлагает нам природа, и насколько
невозможна настоящая философия без помощи геометрии, в соответствии с
истиной, провозглашённой Платоном.
Г. Галилей
Работы Галилео ГалилеяНа
протяжении XVI в. закладывался фундамент здания современной науки,
превратившегося потом в поражающий своим величием небоскрёб. К этому
приложили усилия многочисленные мыслители, жившие преимущественно в
Италии, так как именно из этой страны стали проникать в Европу идеи
Возрождения. Там же, в итальянском городе Пизе, родился и долгое время
работал великий учёный, про которого можно сказать, что именно он
завершил закладку фундамента и начал возводить само здание науки. Этим
человеком был Галилео Галилей (1564–1642) (рис. 16). В юные годы
Галилей изучал медицину, однако затем увлёкся наблюдениями за
движущимися предметами. Движение – вот что в первую очередь интересовало
основателя физики. Как мы знаем, движение почти за две тысячи лет до
того изучал и Аристотель, но Галилей пришёл к совершенно противоположным
выводам. Рис. 16. Галилео Галилей
По поводу ранних исследований Галилея ходит много
легенд, большинство из которых нельзя достоверно подтвердить. Говорят,
что ещё в ранней молодости он бросал различные предметы с наклонной
Пизанской башни, определяя время их падения путём подсчёта ударов своего
пульса, и таким образом заметил, что ускорение не зависит от массы
предметов (рис. 17). Это был серьёзный удар по представлениям
Аристотеля, принимавшимся в то время за абсолютную истину. Рис. 17.
Пизанская башня известна во всём мире. Она достигает в высоту 55 м, а
надпись на ней свидетельствует о том, что она заложена в 1174 г. В
1564 г. в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый учёный Вспомним
утверждение Аристотеля о том, что каждое тело стремится к своему месту,
зависящему от соотношения входящих в это тело элементов. Опровергая это
учение, Галилей замечал, что если тела будут двигаться не в воздухе, а в
воде, то, например, дерево, которое считают тяжёлым, становится лёгким,
потому что движется вверх. Галилей также показал, что если бы не
существовало сопротивления воздуха, то все предметы падали бы с
одинаковым ускорением. Собственно говоря, об этом обстоятельстве
догадывались и раньше – понятно, что парашют, изобретённый Леонардо да
Винчи, не уменьшает массы человека, но замедляет его падение, – но
Галилей впервые высказал это положение в виде строгого принципа.
Вообще выводы Галилея часто противоречили повседневному
человеческому опыту, например это касается принципа инерции. Аристотель
утверждал, и это казалось всем очевидным, что скорость движения тела
зависит от приложенной к нему силы. Галилей же доказывает, что движение
будет происходить с постоянной скоростью, если на него не действует
никакая сила. Интересно, что к этому выводу Галилей пришёл с помощью
рассуждений, напоминающих доказательство от противного в математике:
поскольку наклон плоскости, по которой движется тело, ускоряет его
движение вниз и замедляет движение вверх, то при отсутствии этого
наклона, т. е. на горизонтальной плоскости, скорость движения вообще не
должна меняться.
Ясно, что закон инерции противоречит всем реально
наблюдаемым явлениям, – все знают, что всякий движущийся предмет, если
его не подталкивать, довольно скоро остановится. И Галилей разрешает это
противоречие с помощью того же аргумента, который он использовал для
объяснения падения предметов: закон соблюдался бы в точности, если бы не
существовало сопротивления среды. В том, что среда имеет отношение к
замедлению движения, легко убедиться. Для этого надо подтолкнуть один и
тот же предмет с одной и той же силой сначала по стеклу, а потом по
мягкой ткани и убедиться в том, что во втором случае он остановится
гораздо быстрее. Но всё-таки что значит «если бы…»? Ведь на самом деле
не может быть так, чтобы сопротивление среды (трение, как мы его теперь
называем) вообще отсутствовало. И здесь мы сталкиваемся с одним из
основополагающих принципов науки – абстракцией, или абстрагированием.
Абстракция и идеализация.Абстракцией
называют мысленное выделение в каждом явлении наиболее значимых его
свойств и отвлечение (абстрагирование) от тех, которые кажутся
несущественными. Без абстракции невозможно никакое научное исследование,
ведь в природе не бывает двух абсолютно одинаковых объектов. Нельзя
изучать законы движения, если учитывать все выпуклости и зазубрины на
каждом камне. Нельзя делать заключений в биологии или психологии, если
учитывать тот факт, что каждое животное и тем более человек имеет свои
индивидуальные особенности. Поэтому приходится абстрагироваться от
многого из того, что мы наблюдаем. Высшую степень абстрагирования
называют идеализацией. В процессе исследования реально
существующих предметов создаются образы мысленных объектов, которые не
только не существуют, но и не могут реально существовать в природе.
Такими идеализированными объектами являются, например, материальная
точка, идеальный газ, геометрические фигуры и тела. Создание таких
объектов является началом процесса моделирования, о котором мы будем
говорить в дальнейшем, когда вместо реальных объектов используются их
идеальные модели.
Может показаться, что метод абстракции и идеализации
отдаляет исследование от реальности и ведёт к изучению явлений, не
существующих в природе. Но вся история науки показывает, что именно
правильное использование абстракции позволило открыть самые объективные
явления и привело к абсолютно реальным техническим достижениям. Именно
пренебрежение формой, а часто и размерами предметов, силой трения и
многими другими факторами позволило Галилею, Ньютону и их последователям
разработать точную механику, а впоследствии и другие разделы
естествознания.
Высшей степенью абстракции Галилей считал математику,
так как только она может выразить явления в идеальном виде,
освобождённом от случайных погрешностей. Ни один циркуль не способен
изобразить абсолютно правильную окружность, но выражение «окружность есть геометрическое место точек, равноудалённых от точки, называемой центром»
и соответствующее ему уравнение характеризуют её абсолютно точно.
Только с помощью математики, как полагал Галилей, можно нарисовать
правильную картину Мира. Он считает, что книга природы
«написана на языке
математики, её буквами служат треугольники, окружности и другие
геометрические фигуры, без помощи которых человеку невозможно понять её
речь; без них – напрасное блуждание в тёмном лабиринте».
Со времени Галилея в научный обиход вошли
понятия абстрагирования, эксперимента, измерения и математической
обработки результатов. В следующих параграфах мы рассмотрим, в чём
состоит их суть.
Проверьте свои знания1. Что утверждает открытый Галилеем закон инерции?
2. От чего абстрагировался Галилей, формулируя закон инерции?
3. С помощью каких экспериментов Галилей доказал, что, если на тело не действует сила, оно будет двигаться с постоянной скоростью?
Задания1. Подготовьте доклад о жизни и научной деятельности Галилео Галилея.
2. Приведите примеры абстрагирования в различных науках.
3. Если у вас в школе имеется достаточно большой
сосуд и насос, позволяющий откачивать воздух из этого сосуда, поместите в
сосуд предметы различной формы и массы, а затем откачайте из него
воздух (рис. 18). После этого переверните сосуд и убедитесь в том, что
все предметы падают одновременно. Рис. 18.
Опыт с сосудом, на дне которого лежат тяжёлый шарик, кусок картона и
перо: А – сосуд с воздухом; Б – при переворачивании сосуда все предметы
падают по-разному и достигают дна сосуда в разное время; В – из сосуда
откачали воздух; Г – при переворачивании все предметы одновременно
оказываются на дне сосуда |