Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 23.11.2024, 12:45:18
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС [74]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 11 КЛАСС [77]
РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ [42]

Лекарственные средства. Наркотическая зависимость

Нужно признать, что первый приём лечения по универсальности

есть введение лекарственных веществ в человеческий организм.

И. П. Павлов

О том, что некоторые химические вещества способны утолять боль, давать облегчение и излечивать человека от различных болезней, человечество знало с самого начала своего существования. Правда, о существовании самих веществ тогда ещё не догадывались, а использовали для лечения различные растения, а иногда и животных. Используют их, как мы знаем, и до сих пор. Часто такие средства действительно способствуют выздоровлению, но не надо забывать, что вместе с лечебными веществами они могут содержать и вредные. Поэтому, когда мы слышим, что гораздо лучше и безопаснее лечиться природными средствами, а не «химией», полезно вспомнить, что наши не знавшие «химии» предки жили раза в три меньше, чем наши современники. Само собой разумеется, что синтезированные в лаборатории чистые химические препараты, формула и механизм действия которых хорошо известны, всегда будут эффективнее любых настоев на листьях, корнях и желчи дикого вепря. Попытки полностью заменить аптечные лекарства натуральными «народными» средствами обычно кончаются плохо.

Первые синтетические лекарства появились в XIX в. Оказалось, что основной компонент взрывчатого вещества динамита нитроглицерин может служить очень эффективным средством против стенокардии, а аминофеназон, известный под названием амидопирин и ацетилсалициловая кислота (аспирин), обладает мощным болеутоляющим, жаропонижающим и противовоспалительным действием.

Вспомним, что главным врагом человека вплоть до середины прошлого века были инфекционные болезни. Конечно, введение вакцинации несколько улучшило положение, но лечение людей, уже заболевших, причём пустячными по нашему времени болезнями, представлялось серьёзной проблемой. Коренным образом решить эту проблему помогло открытие двух классов высокоэффективных антибактериальных средств – антибиотиков и сульфаниламидных препаратов.

Антибиотики

Открытием антибиотиков человечество обязано британскому микробиологу Александру Флемингу (1881–1955), а точнее беспорядку, царившему в его лаборатории, где всегда валялись горы немытой посуды с культурами бактерий (рис. 192). В 1928 г., рассматривая одну из чашек, где выращивались бактерии, Флеминг обратил внимание на то, что в ней выросла колония плесневых грибов, вокруг которой исчезли все бактерии. Флемингу удалось выделить из плесени активное вещество, убивающее бактерий, которое он назвал пенициллином. Очистка пенициллина и создание из него лекарственного препарата потребовали довольно длительного времени, но к середине XX в. пенициллин вошёл в медицинскую практику как победитель сифилиса, гангрены, туберкулёза и ещё многих, прежде неизлечимых болезней. Особенно большую роль пенициллин сыграл в годы Второй мировой войны. Вскоре были открыты новые антибиотики, и в результате бывшие смертельные болезни стали считать довольно безобидными заболеваниями (рис. 193). Надо, однако, иметь в виду, что все антибиотики являются очень активными препаратами, способными оказывать вредное влияние на организм человека. Само слово «антибиотики» означает «против жизни». И хотя, конечно, имеется в виду жизнь микробов, к человеческой жизни это тоже имеет некоторое отношение. Поэтому принимать эти лекарства можно только при острой необходимости и по рекомендации врача. Вообще, любые лекарства кроме основного действия имеют и побочные эффекты.

Рис. 192. Александр Флеминг и его лаборатория

Рис. 193. Бактериальная клетка до воздействия на неё антибиотика (А) и после (Б)

Поэтому перед началом их приёма надо обязательно посоветоваться с врачом и ознакомиться с приложенной к лекарству инструкцией.

Сульфаниламидные препараты

Среди сульфаниламидных препаратов первым было открыто соединение, впоследствии получившее название стрептоцид. Впервые оно было синтезировано в 1908 г., но только к середине 30-х гг. XX в. стало известно о его лекарственных свойствах. Стрептоцид и родственные ему препараты оказались незаменимыми для лечения пневмонии, простудных заболеваний, антисептики и заживления ран.

Нейролептики

Ещё один переворот в лечении многих болезней связан с открытием психотропных препаратов, т. е. средств, влияющих на психическое состояние человека. Прорыв в психиатрии произошёл в начале 50-х гг. XX в., когда американский психиатр Фрэнк Айд стал применять вещество, называемое хлорпромазином или аминазином, в качестве успокаивающего средства и вскоре получил разрешение на использование этого препарата против шизофрении. Хлорпромазин был первым в истории антипсихотиком, и его продолжают использовать до сих пор, несмотря на создание огромного числа препаратов, обладающих схожим действием. Эти препараты носят общее название нейролептиков, а механизм их действия направлен главным образом на блокаду рецепторов дофамина. Лекарства такого типа используют при шизофрении и других психозах и неврозах, они влияют на эмоциональную сферу и препятствуют возникновению бреда, галлюцинаций, снимают страх и тревогу, уменьшают двигательную активность и реакцию на внешние воздействия.

Транквилизаторы

Другим классом психотропных средств, широко используемых в наше время, являются транквилизаторы – препараты, которые оказывают успокаивающее действие, препятствуя возникновению состояния тревожности и беспричинных страхов, служат снотворными и противосудорожными средствами. Транквилизаторы усиливают активность главного тормозного медиатора мозга – ГАМК.

Наконец, важную роль среди психотропных препаратов играют антидепрессанты. Депрессивные состояния в настоящее время распространены практически по всему миру и часто служат причиной недееспособности человека и даже нередко приводят к самоубийствам. Выше мы уже говорили, что основной причиной депрессий является недостаточная активность в мозге дофамина и близких к нему медиаторов. Поэтому действие антидепрессантов направлено на снижение скорости разрушения этих веществ и увеличение их содержания в центральной нервной системе.

Анальгетики

Ещё одной медицинской проблемой, которую можно решить при помощи лекарственных средств, является боль. Препараты, снимающие или ослабляющие болевые ощущения, называют анальгетиками. С древности известно много анальгетических веществ – от природных до синтетических. Среди них есть так называемые местные анальгетики типа новокаина, которые препятствуют возникновению нервного возбуждения в поражённом участке тела и тем самым блокируют проведение болевых ощущений, а есть анальгетики центрального действия, блокирующие центры головного мозга, которые воспринимают чувство боли. Анальгетики центрального действия постоянно присутствуют в нервной системе. Они тормозят проведение болевых импульсов, ослабляя тем самым болевые ощущения. Без них человек мог бы чувствовать боль даже при слабом прикосновении к его телу. Кроме того, эти вещества служат «системой внутреннего подкрепления», т. е. выделяются в тех случаях, когда обстановка благоприятна, и дают нам знать, что всё обстоит хорошо. Как и положено любым медиаторам, эти вещества действуют через специфические рецепторы. Но оказывается, что на те же рецепторы могут действовать вещества, имеющие совершенно иное химическое строение и содержащиеся в снотворном маке. Эти вещества – опиаты – представляют собой смесь различных соединений, самым активным из которых является морфин. Попав в мозг, опиаты разрушаются там гораздо медленнее, чем природные соединения, и оказывают значительно более сильное и продолжительное действие. Морфин и его производные находят широкое применение при лечении заболеваний, сопровождающихся сильными болями. Однако, выйдя за двери больниц, морфин сделался крайне опасным, породив одну из самых тяжёлых форм наркомании.

Наркотическая зависимость

Сначала морфин вызывает наркотическое опьянение и эйфорию, сопровождающиеся бредом, галлюцинациями и дезориентацией личности. Это состояние быстро проходит, сменяясь расслабленностью и сонливостью (отсюда и название растения – снотворный мак). Вскоре возникает непреодолимое желание снова получить дозу наркотика. Это состояние называют абстиненцией. После ряда таких повторов, а иногда и после первой попытки развивается наркотическая зависимость.

Причиной зависимости является то, что рецепторы перестают реагировать на природные, вырабатываемые мозгом, вещества – им требуется более мощная стимуляция. Поэтому при отказе от приёма препарата больной ощущает подавленность и депрессию, сопровождающиеся сильной болью во всём теле, так как природная обезболивающая система перестаёт работать. Помимо морфина и наиболее опасного его производного – героина, существуют и другие соединения, вызывающие схожее действие и зависимость. Самым распространённым и доступным веществом, которое можно причислить к этой группе, является этиловый спирт (алкоголь). Молекула этого вещества по строению не похожа ни на один медиатор, однако известно, что он может действовать как на рецепторы дофамина, вызывая эйфорическое возбуждение, так и на рецепторы ГАМК, оказывая снотворный эффект. Хотя алкоголь является менее активным наркотиком по сравнению с морфином, его длительное употребление также может привести к возникновению наркотической зависимости – алкоголизму.

Рис. 194. Печень здорового человека (А) и больного алкоголизмом (Б)

Симптомы алкоголизма схожи с симптомами морфийной зависимости, при отказе от его употребления возникает абстиненция.

Часто человек не может выдерживать состояние абстиненции и добровольно отказаться от приёма алкоголя. Алкоголизм становится болезнью, которая требует квалифицированного медицинского вмешательства. Помимо наркотического эффекта, алкоголь оказывает и другие патогенные влияния на организм. В первую очередь страдает печень. Именно в ней алкоголь перерабатывается, образуя ряд промежуточных соединений. Чрезмерная нагрузка на печень приводит к перерождению её тканей, часто заканчивающемуся гибелью этого органа (рис. 194).

Ещё одним распространённым психостимулятором, по типу действия напоминающим наркотики, является табак. Главным действующим веществом, содержащимся в табачном дыме, служит никотин, который активирует рецепторы вегетативной нервной системы. При повышенном содержании никотина в организме происходит сужение кровеносных сосудов, которое может привести к атеросклерозу, образованию тромбов и нарушению кровообращения в сердце, мозге и конечностях, что увеличивает вероятность инфаркта и инсульта. Кроме того, табачный дым содержит смолы, которые являются канцерогенами. Поэтому курение часто приводит к онкологическим заболеваниям, особенно часто при этом страдают лёгкие (рис. 195). Курение табака также может приводить к возникновению зависимости, однако эта зависимость чаще всего носит характер психологического пристрастия, и при достаточной силе воли можно отказаться от курения без помощи врача.

Рис. 195. Лёгкие курильщика (А) и здорового человека (Б)

Проверьте свои знания

1. Когда и как произошло открытие антибиотиков?

2. При каких заболеваниях обычно применяют нейролептики?

3. На какие функции организма направлено действие транквилизаторов?

4. С какой целью морфин применяют в медицинских учреждениях?

5. Как возникает наркотическая зависимость?

6. Какие вредные последствия могут иметь употребление этилового спирта и курение табака?

Задания

Создайте листовки, направленные на борьбу с курением, употреблением алкоголя и наркотиков. Организуйте выставку этих листовок в школе.

Категория: ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 11 КЛАСС | Добавил: tineydgers (27.01.2016)
Просмотров: 561 | Теги: дидактический материал по естествоз, ФГОС естествознание, естествознание 11 кл, урок естествознания в школе, онлайн-учебник естествознания | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0