Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 13:11:38
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС [74]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 11 КЛАСС [77]
РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ [42]

Ноосфера и неолитическая революция

—…Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

– А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

– Надо запастись терпеньем, – ответил Лис. – Сперва сядь вон там, поодаль, на траву – вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днём садись немножко ближе…

Назавтра Маленький принц вновь пришёл на то же место

Антуан де Сент-Экзюпери
Ноосфера как сфера разума

В 1927 г. французский математик Эдуард Леруа (1870–1954) и его друг палеонтолог Пьер Тейярде Шарден (1881–1965) впервые ввели понятие «ноосфера». При этом они основывались на лекциях, которые в 20-х гг. XX в. читал в Сорбонне В. И. Вернадский. Слово «ноосфера» происходит от греческого слова «ноос», означающего «разум», другими словами, ноосфера – это сфера разума, разумная оболочка Земли. Представления Леруа и Тейяра были в значительной мере религиозно-философскими, а дальнейшее развитие этой идеи в трудах Вернадского получило конкретное естественно-научное содержание.

Идея ноосферы заключается в том, что с появлением на Земле человека закономерности развития биосферы стали меняться. Обладая разумом, человек создавал всё более совершенные орудия, в первую очередь для охоты, что коренным образом меняло окружающую его среду.

Хотя само понятие ноосферы появилось только в XX в., идея об особой роли человека, которую он играет в природе, была осознана много раньше.

Ещё в 80-х гг. XIX в. Фридрих Энгельс писал в своём труде «Диалектика природы»:

«…Животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет её служить своим целям, господствует над ней. И это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду».

Нельзя сказать, что животные не вносят своим существованием никаких изменений в окружающую их природу. Иногда эти изменения могут быть довольно существенными, например, опустошающие налёты саранчи или бабочки-шелкопряда, бобровые плотины или природные сукцессии. Но эти изменения не идут ни в какое сравнение с теми, которые вызывают деятельность человека. Причём эти глобальные изменения человек начал производить задолго до появления индустриализации и техногенной эры.

Ранние этапы развития человечества

Если австралопитеки и даже человек умелый с его рубилами ещё ничем принципиально не отличались от обычных хищников и трупоедов, то с появлением человека прямоходящего и тем более неандертальца и кроманьонца ситуация принципиально стала меняться.
-

Рис. 204. Охота кроманьонцев (наскальные рисунки из пещеры в Испании)

Рис. 205. Наскальные рисунки древнего человека

Первые изменения были связаны с овладением огнём, появлением копий и стрел с каменными наконечниками. Важным новшеством стало создание копьеметалки, с помощью которой копья можно было метать в два раза дальше.

Кроме того, человек научился строить хитроумные ловушки для очень крупных животных. В периоды оледенения люди, обитавшие в тех областях, где водились мамонты, шерстистые носороги, большерогие олени и другие гигантские животные, научились охотиться на них (рис. 204, 205). Для этого они использовали самые варварские, по нашим понятиям, методы. Разговоры о том, что первобытные люди органически вписывались в окружающую природу, относились к ней крайне бережно и чувствовали себя её неотъемлемой частью – всего лишь трогательная легенда. Научившись коллективным методам охоты и изобретя для этого всевозможные ловчие ямы и западни, люди начали уничтожать вокруг себя всё живое, причём в таких количествах, что использовать всё добытое они, конечно, не могли. Животных целыми стадами загоняли к обрывам и топям. На Ближнем Востоке и в Центральной Азии до сих пор сохранились остатки ловушек для антилоп и других животных, кочевавших по этим местам бесчисленными стадами. Ловушка представляла собой каменный мешок довольно сложной формы диаметром около 150 м. От мешка на несколько километров тянулись расходящиеся каменные, земляные или деревянные стенки. Охотники загоняли животных в проход между стенками, который сначала был очень широким, а потом постепенно сужался, пока все животные не оказывались в мешке. Понятно, что съесть всю добытую дичь одно племя не могло, поэтому подавляющее число её погибало, а затем сгнивало или доставалось трупоедам.

С появлением костров, каменных наконечников для стрел и копий, луков и первых ловушек началось воздействие человека на биосферу. Приёмы коллективной загонной охоты приводили к хищническому истреблению животных. У человечества вновь возникла проблема с пропитанием. Существует даже мнение, что над ним нависла угроза вымирания от голода. Проблема была решена путём неолитической революции.

Неолитическая революция

Раннюю историю человека принято разделять на две эпохи – палеолит (древний каменный век) и неолит (новый каменный век). Формально они различаются способом обработки каменных орудий: в палеолите их расщепляли и раскалывали, а в неолите научились шлифовать. Однако на рубеже палеолита произошло ещё одно важнейшее событие, которое назвали неолитической революцией. Слово «революция» в данном случае не очень подходящее, поскольку оно подразумевает нечто кратковременное, в то время как неолитическая революция продолжалась в течение нескольких тысячелетий. Однако, учитывая миллионы лет эволюции человека, несколько тысяч из них вполне можно считать революцией. Суть этого процесса заключалась в одомашнивании животных и окультуривании растений. Люди догадались, что совершенно необязательно сразу убивать всех пойманных животных. Не нужно загонять многотысячное стадо в ловушку, обрекая его на быструю гибель. Вместо этого можно содержать животных в загонах, снабжая их пищей и позволяя производить потомство, убивая по мере надобности столько особей, сколько требуется в настоящий момент. То же самое относится и к съедобным растениям. Не надо съедать всё, что удалось добыть. Можно закопать часть семян в землю, и тогда через некоторое время из них появятся новые растения. В первое время такие действия, вероятно, казались странными, но постепенно человечество осознало всю выгоду нового способа ведения хозяйства.

Неолитическая революция началась около 12 тыс. лет назад на Среднем Востоке и в Египте, а через 5–6 тыс. лет уже почти всё человечество освоило скотоводство и земледелие . Интересно, что на Американском континенте, совершенно изолированном от Старого Света, неолитическая революция происходила в то же время. Так, уже 5–7 тыс. лет назад кукуруза стала культурным растением, а за ней последовали картофель, томат и многие другие растения, впоследствии завезённые в Европу. Однако, несмотря на успехи в культивировании растений, жителям Америки удалось одомашнить всего два вида животных – ламу и индюка.

Переход к земледелию и скотоводству закономерно привёл к коренному изменению человеческого образа жизни. Отпала необходимость в кочевьях, постоянном переселении в поисках продовольствия. Одомашненных животных необходимо было кормить и оберегать от хищников и соседей, растения нуждались в поливе и прополке. Всё это требовало объединённого труда многих людей, поэтому стали появляться довольно крупные поселения с долговечными постройками, а часто и с оборонительными стенами, в которых обитало множество семей. Избыток продовольствия позволил освободить некоторую часть общества от непосредственного участия в его производстве, в результате чего появились ремесленники, занимавшиеся строительством домов и помещений для хранения пищи, ткачи, гончары и другие «специалисты».

Неолитическая революция была зарёй ноосферы. Почувствовав новые возможности, человек стал развивать и стремиться удовлетворять свои потребности в самых разных сферах жизни, о чём будет рассказано впоследствии.

Проверьте свои знания

1. Что такое ноосфера и в чьих трудах впервые появилось это понятие?

2. Каково было отношение первобытного человека к окружающей природе?

3. В чём заключалась неолитическая революция? Когда и где она началась?

4. К каким социальным последствиям привёл переход к скотоводству и земледелию?

Категория: ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 11 КЛАСС | Добавил: tineydgers (27.01.2016)
Просмотров: 820 | Теги: дидактический материал по естествоз, ФГОС естествознание, естествознание 11 кл, урок естествознания в школе, онлайн-учебник естествознания | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0