Робот никогда не заменит человека! Людоедская классикаЧто такое интеллект Вопрос
о возможности создания искусственного интеллекта в первую очередь
упирается в определение самого понятия «интеллект». В некоторых случаях
под этим словом понимают способность к разумному рассуждению, к умению
правильно применять законы логики и математики. Согласно другому мнению,
понятие интеллекта является более широким и включает в себя интуицию,
способность использовать для решения задачи ассоциации из совершенно
других областей знаний и использование решений, формально противоречащих
логике, но дающих требуемые результаты. В современных исследованиях
этот термин обычно используется в первом смысле. Существует даже мнение,
что в русском и английском языках это понятие используют по-разному.
Искусственный интеллект – это одна из новейших областей науки. Первые
работы в этой области начались после Второй мировой войны, а само её
название было предложено в 1956 г. Искусственный интеллект – это
компьютерная наука, а создаваемые ею технологии являются информационными
технологиями. Задача этой науки – создание искусственных технических
устройств, способных к разумным рассуждениям и действиям. Важным
отличием устройств, обладающих искусственным интеллектом, от обычных
компьютеров должна быть их способность не только использовать заложенные
в них программы, но и способность видоизменять эти программы и
создавать новые для решения очередных задач. История создания искусственного интеллекта Проблема
создания искусственного интеллекта имеет древнюю историю. Она
начинается задолго до появления даже самых примитивных ЭВМ и основана на
вере человека в научно-технический прогресс, а ещё раньше – в силу
магии. Первыми носителями искусственного интеллекта были античные или
средневековые создания вроде сделанных из золота девушек, которые
прислуживают Гефесту в «Илиаде»: Навстречу
ему золотые служанки Вмиг подбежали, подобные девам живым, у которых
Разум в груди заключён, и голос, и сила, которых Самым различным трудам
обучили бессмертные боги. Существует также много
средневековых легенд о чудовище, созданном Франкенштейном, глиняном
великане Големе и др. Сразу надо обратить внимание на то, что эти
«искусственные интеллектуалы» не являлись мыслящими существами в полном
смысле слова. Они были запрограммированы на выполнение заданий
определённого типа. Первые механические счётные машины тоже считали в
какой-то степени интеллектуальными системами. В 1642 г. Блез Паскаль
создал механическую вычислительную машину, о которой писал, что
«арифметическая машина производит эффект, который кажется более близким к
мышлению по сравнению с любыми действиями животных», а Лейбниц пытался
создать механическое устройство, которое могло бы выполнять операции не
только над числами, но и над понятиями. Фантазия писателей очень
часто способна опережать действительность. В 1921 г., задолго до
появления первых примитивных ЭВМ чешский писатель-фантаст Карел Чапек
пишет фантастическую пьесу «R.U.R.», где описывается корпорация,
производящая человекоподобные устройства для выполнения любых работ.
Чапек назвал их роботами, и это слово навсегда вошло в наш обиход. В
1950-х гг. проблема создания мыслящих машин стала активно обсуждаться,
так как стали появляться первые ЭВМ. Одним из первых, кто всерьёз
пытался заняться этим вопросом, был английский математик и логик Алан
Тьюринг (1912–1954). Хотя Тьюринг скончался до появления первых ЭВМ, он
успел много сделать для теоретических предпосылок создания
искусственного интеллекта. Его основные соображения по этому вопросу
были изложены в статье «Может ли машина мыслить?», опубликованной в 1951
г. Для того чтобы точно определить смысл выражения «мыслить», Тьюринг
предложил критерий, ставший хорошо известным под названием «тест
Тьюринга». Тест состоит в следующем. «Человек
взаимодействует с одним компьютером и одним человеком. На основании
ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с
человеком или компьютерной программой. Задача компьютерной программы –
ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор». Естественно,
спрашивающий не видит своих собеседников. Если после любого количества
вопросов он не найдёт способа определить, кто из его собеседников
человек, а кто – машина, значит, данная машина действительно умеет
мыслить. Создание такой машины – дело будущего, возможно
далёкого, но, учитывая современные темпы развития техники, не исключено,
что и ближайшего. Пока мы имеем дело с устройствами, чья работа
напоминает интеллектуальную, но всё же, по сути, сводится к сравнениям и
вычислениям, хотя и оперирующим огромным объёмом информации и
производимым с огромной скоростью. «Думающая» машина обязательно
обладает базой данных и базой знаний. В первую заносятся все факты,
числа, изображения, звуки и всё прочее, что может иметь хоть какое-то
отношение к области деятельности системы. В базе знаний хранятся
всевозможные логические, математические и ассоциативные правила и
программы, с помощью которых можно оперировать этими фактами. Полученные
результаты сравниваются с другими фактами, находящимися в базе данных,
или с сигналами, поступающими из внешней среды в ответ на действия,
совершённые в результате работы машины. В зависимости от результата
запускается новый цикл работы компьютера. Можно ли считать такую
деятельность интеллектом? Рис. 253. Матч Каспаров компьютер Шахматы и компьютер Для
примера рассмотрим популярную тему, касающуюся шахматных компьютеров.
Способен ли шахматный суперкомпьютер обыграть лучшего гроссмейстера? В
своё время, находясь в прекрасной спортивной форме, тогдашний чемпион
мира Гарри Каспаров (род. 1963) провёл несколько серий матчей с
шахматными компьютерами (рис. 253). В 1980-х гг. он легко выигрывал все
партии. Но через десять лет чемпион мира впервые проиграл матч
компьютеру. Последующие матчи сводились в основном к ничейным
результатам. Можно ли на этом основании говорить, что интеллект
компьютера превышает или, во всяком случае, равен интеллекту Каспарова?
Сомнительно, учитывая, что программа, с которой играл Каспаров в 2003
г., способна оценить 3–4 млн позиций в секунду. Обладай Каспаров такой
же скоростью счёта, у машины вряд ли были бы шансы. Ведь программу для
машины составлял человек, вероятно, талантливый шахматист, но всё-таки
уступающий чемпиону мира. Так что, скорее всего, мы имеем дело не с
искусственным интеллектом, а с такими техническими преимуществами, как
лучшая память и большая скорость. Вот
если бы компьютер догадался стащить с доски ферзя в то время, когда
Каспаров отвернулся, это уже можно было бы назвать проявлением
интеллекта. Есть ли у компьютера дедукция Вообще,
по мнению многих исследователей, искусственный интеллект должен
обладать способностью к дедукции, т. е. к предсказанию таких фактов,
событий и решений, которых не было в его базах. Писатели-фантасты часто
обсуждают тему полного отсутствия у роботов чувства юмора. Это понятно:
суть юмора сводится к тому, что рассказ о каком-либо эпизоде завершается
не путём ожидаемой, а путём особенной, нестандартной логики. Если такая
логика не заложена создателем программы, то робот завершит рассказ в
соответствии с нормальной логикой, и в этом не будет ничего смешного. В
последнее время широко обсуждается и исследуется проблема сращивания
естественного и искусственного интеллектов, т. е. возможность создания
некоего гибрида живого мозга человека и компьютера, обладающего огромным
объёмом памяти и способностью к молниеносному проведению логических и
математических операций. Это направление может иметь большие
перспективы, учитывая, что в опытах на животных уже получены некоторые
интересные результаты. Мы ещё вернёмся к этой теме в последнем параграфе
учебника. Проверьте свои знания 1. Кто является автором слова «робот»? 2.
В чём заключается тест Тьюринга? Попробуйте придумать такие вопросы, по
ответам на которые, по вашему мнению, можно различить человека и
компьютер. Объясните, какую разницу вы ожидаете услышать в ответах. 3. Почему выигрыши шахматного компьютера у чемпиона мира необязательно свидетельствуют о более высоком интеллекте у компьютера? 4. Сравните понятия «робот» и «искусственный интеллект». Почему между ними нельзя поставить знак равенства? 5. Где, по вашему мнению, использование искусственного интеллекта особенно актуально? Объясните свою точку зрения. Задания 1.
Вспомните и приведите примеры из художественных произведений описаний
искусственного интеллекта. Проанализируйте, можно ли это считать
действительно проявлениями интеллекта. 2. Используя
дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение на
тему «Искусственный интеллект. Настоящее и перспективы». 3.
Приведите примеры использования роботов. В каких областях народного
хозяйства они в настоящее время применяются наиболее широко? 4. Подготовьтесь к дискуссии на тему «Мозг человека и ЭВМ». |