Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 17:43:38
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС [74]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 11 КЛАСС [77]
РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ [42]

Паразитарные заболевания
Особенности паразитарных заболеваний

Причиной паразитарных заболеваний являются многоклеточные животные-паразиты – гельминты (черви) и членистоногие. Строго говоря, между инфекционными и паразитарными заболеваниями нет принципиальной разницы. И те и другие возникают вследствие того, что в теле человека поселяются живые организмы, которые отравляют его продуктами своего обмена, среди которых бывают крайне токсичные. Однако подобное разделение принято и в «Международной классификации болезней»: класс I носит название «Инфекционные и паразитарные болезни».

Паразитизм – это форма межвидовых взаимоотношений, в процессе которых один из видов (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания или источника пищи. Совместная эволюция популяций паразитов и хозяев приводила к возникновению многочисленных адаптаций с обеих сторон. К специфическим приспособлениям паразитов, которыми они отличаются от свободноживущих организмов, относятся разнообразные органы прикрепления, высокая плодовитость, сложные циклы развития и др. Причём следует отметить, что паразиты, как правило, снижая жизнеспособность хозяина, не вызывают его быстрой гибели, потому что в итоге это привело бы к гибели самого паразита.

Паразитов подразделяют на обязательных, для которых паразитизм – единственно возможный образ жизни (ленточные черви), и необязательных, которые способны также и к самостоятельному существованию (некоторые нематоды).

Существуют наружные паразиты, которые обитают на поверхности тела хозяина, коже (комары, слепни, клещи), и внутренние паразиты, живущие в полостях тела, органах, клетках (среди многоклеточных животных – это аскариды, печёночный сосальщик, бычий цепень и др.). Паразитизм может быть временным, если паразиты используют хозяина только в момент питания (кровососущие насекомые), или постоянным. В последнем случае паразиты на всех стадиях своего жизненного цикла связаны с одним или несколькими хозяевами. Среди членистоногих преобладают наружные паразиты, а среди червей – внутренние.

Паразиты могут оказывать на организм человека различное действие: вызывать механическое раздражение и аллергические реакции, повреждать ткани или органы, отравлять продуктами своего обмена, поглощать часть крови или пищевых веществ, усугублять течение других болезней. Паразиты могут также способствовать проникновению на месте внедрения их в ткани возбудителей инфекционных болезней.

Паразитарные болезни широко распространены. Например, по выборочным исследованиям, паразитами заражены около 8,5 % детей, посещающих детские дошкольные учреждения, и 11 % школьников.

Источником заражения является либо человек, уже страдающий паразитарным заболеванием, либо носитель определённой жизненной стадии паразита (человек или животные). При некоторых паразитарных болезнях человек может стать источником заражения для самого себя, как это часто происходит с детьми, заражёнными острицами (повторное заражение происходит при привычке грызть ногти, под которыми могут быть яйца остриц).

Возбудители паразитарных болезней в организм человека проникают через естественные отверстия, чаще через рот, иногда через мочеиспускательный канал, половые органы, через кожу. Возбудители могут передаваться с пищей и водой, через членистоногих переносчиков, при контакте с больным человеком, соприкосновении с почвой, а также воздушно-пылевым путём.

Некоторые паразитозы могут протекать скрыто, практически не оказывая влияния на жизнь и здоровье человека, другие нередко угрожают жизни и значительно ухудшают здоровье.

Паразиты человека

Из курса «Биология животных» вы уже знаете о многих животных, вызывающих паразитарные болезни. Жизненный цикл и особенности строения бычьего и свиного цепней, аскарид и остриц подробно изучают на уроках в основной школе. Однако кроме этих хорошо известных вам паразитических червей существует множество других животных, существенно отравляющих жизнь человеку. Круглые черви. Существует множество нематод, паразитирующих в подкожной клетчатке, мышцах, глазах, крови и желудочно-кишечном тракте человека.


Рис. 184. Причина «слоновой» болезни у человека – нитчатка Банкрофта

В тонком кишечнике человека может обитать анкилостома, или свайник двенадцатиперстной кишки. Яйца анкилостом для дальнейшего развития должны обязательно попасть во влажную почву. Личинки анкилостом питаются в почве, и только после второй линьки могут заразить человека. Они проникают в организм хозяина не только через рот с пищей, но и внедряясь через кожу. Не зря анкилостомоз ещё называют болезнью землекопов.

Возбудитель «слоновой» болезни у человека – нитчатка Банкрофта распространена в тропических странах (рис. 184). Половозрелые особи обитают в лимфатических сосудах, что вызывает закупорку сосудов и застой лимфы. Самки рождают множество личинок – микрофилярий. Для дальнейшего развития личинки должны попасть в организм промежуточного хозяина – комара.

Хозяевами трихинеллы спиральной могут быть свиньи, крысы и человек (рис. 185). Заражение происходит при поедании мяса, содержащего личинки паразита. В недостаточно проваренном или прожаренном свином мясе могут находиться мелкие известковые капсулы со спирально закрученными личинками трихинеллы. В желудке человека под действием желудочного сока эти капсулы растворяются, и уже через двое суток личинки достигают половозрелости.

Рис. 185. Трихинелла спиральная (А) и её капсула в мышечной ткани (Б)

После спаривания самцы погибают, а самки рождают живых личинок (около 2 тыс. особей). Микроскопические личинки (размером около 0,1 мм) проникают в кровь и разносятся по организму. Попадая в мышцы, они разрушают мышечные волокна и образуют известковые капсулы. Мышечная фаза в развитии паразита вызывает сильные боли в мышцах. Миграция трихинеллы в глаза может привести к слепоте, а поселение её в мозге – вызвать летальный исход. Для борьбы с трихинеллёзом нужен строгий ветеринарный контроль и осмотр свиного мяса. При употреблении свиного мяса необходима его тщательная термическая обработка.

В соединительнотканном слое кожи, обычно на ногах человека, может паразитировать нематода ришта. Половозрелая самка достигает 120 см в длину при толщине всего 1–1,5 мм. Развитие ришты происходит со сменой хозяев. Из язвы, которая образуется в месте обитания червя, выделяются живые личинки. При попадании в водоём их проглатывают рачки-циклопы – промежуточные хозяева. При питье из водоёма человек может проглотить заражённых циклопов. Из кишечника человека личинки проникают в лимфатические сосуды, а оттуда – в подкожную клетчатку.

Плоские черви. Опасным для человека паразитом является лентец широкий – представитель класса Ленточные черви. Это один из самых крупных паразитов человека, его длина может превышать 10 м. Взрослый червь обитает в тонком кишечнике. В отличие от цепней, у лентеца есть маточное отверстие, через которое яйца в огромном количестве попадают в полость кишечника, откуда в дальнейшем выносятся наружу вместе с фекалиями хозяина. В роли окончательного хозяина могут выступать человек, кошка, собака и дикие плотоядные животные, поедающие рыбу (медведь, лисица).

Для дальнейшего развития паразита его яйца обязательно должны попасть в пресную воду, где из них выходят плавающие личинки, покрытые ресничками. Через некоторое время личинку может проглотить веслоногий рачок (циклоп), который становится её первым промежуточным хозяином. В кишечнике рачка личинка сбрасывает реснички и превращается в личинку следующей стадии с шестью крючками. Эта личинка внедряется в тело хозяина и превращается в покоящуюся стадию. Заражённый рачок может быть съеден пресноводной рыбой. Из кишечника рыбы личинка проникает в мышцы и превращается в финну.

Заражение человека возможно при употреблении в пищу свежей, недостаточно прожаренной, просоленной или провяленной рыбы, в которой находятся финны лентеца. В кишечнике окончательного хозяина головка червя выворачивается, присасывается к стенке кишки, и начинается процесс формирования ленточной формы паразита. На территории России широкий лентец распространён в основном в северных районах, где употребляют в пищу сырую мороженую рыбу.

Пожалуй, самыми опасными паразитами человека среди класса сосальщиков являются кровяные сосальщики (кровяные двуустки), вызывающие заболевание шистозомоз. Эти паразиты широко распространены в тропических и некоторых субтропических странах Африки, Азии и Южной Америки. Отличительный признак этих червей – раздельнополость, что для сосальщиков является очень редким явлением. Однако, несмотря на разделение полов, самец и самка почти постоянно находятся вместе. Самка удерживается самцом в особом продольном желобке на его теле. Другая особенность этой группы заключается в том, что эти паразиты не продуцируют большое число яиц. Обычно в матке находится только одно оплодотворённое яйцо, снабжённое шипом. Этот шип облегчает проникновение яйца сквозь ткани хозяина во внешнюю среду. Из яйца, попавшего в воду, выходит личинка, которая внедряется в промежуточного хозяина – моллюска. Вышедшие из моллюска личинки следующего поколения активно плавают в поисках окончательного хозяина – человека или других млекопитающих. Человек заражается во время купания в открытом водоёме или при работе на орошаемых землях, например на рисовых полях. Личинки вбуравливаются в кожу и проникают в кровеносные сосуды. По кровеносному руслу они попадают в крупные вены малого таза, где достигают половозрелости и приступают к размножению. Паразиты разрушают стенки сосудов и вызывают сильнейшие иммунные реакции организма. Воспаляются мочевой пузырь, почки и мочеточники, могут образовываться камни и возникать язвы.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время сотни миллионов человек в тропических странах заражены шистозомозом. В Африке, например, в некоторых районах кровяными сосальщиками поражено 80–90 % населения.

Известно, что люди страдают от шистозомозов с глубокой древности: окаменевшие яйца кровяных сосальщиков обнаружены в египетских мумиях, захороненных во II тыс. до н. э.

Членистоногие. Мучительную болезнь – клещевую чесотку вызывает человеческий чесоточный зудень. Крошечные, размером около 0,3 мм, самки клеща обитают в роговом слое эпидермиса кожи человека. Они прогрызают длинные ходы, куда откладывают яйца, вызывая при этом нестерпимый зуд. При расчёсывании поражённых участков кожи туда дополнительно попадает инфекция, приводящая к тяжёлым осложнениям. Обычно клещи повреждают участки самой нежной кожи (кожу между пальцами, под мышками, в паху, в местах сгибов конечностей). Заболевание передаётся при контакте или через предметы обихода. При появлении симптомов заболевания необходимо срочно обратиться к врачу.

Проверьте свои знания

1. Сравните инфекционные и паразитарные заболевания. В чём их сходство и отличия?

2. Как вы считаете, возможно ли возникновение эпидемий или пандемий паразитарных болезней? Объясните свою точку зрения.

3. Чем опасно заболевание шистозомоз?

4. Как происходит заражение человека лентецом широким?

5. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать людям, отправляющимся в тропические страны?

6. Используя знания, полученные раньше на уроках биологии, вспомните, каким паразитическим червём можно заразиться воздушно-пылевым путём. В чём особенность жизненного цикла этого гельминта?

7. Кого называют основным, а кого – промежуточным хозяином паразита? Кто является основным хозяином бычьего и свиного цепня? Может ли основной хозяин стать промежуточным? Если да, то при каких условиях?

Задания

1. Подготовьте памятку «Меры профилактики паразитарных заболеваний».

2. Составьте схему, иллюстрирующую многообразие паразитов. Дополните её примерами конкретных представителей.

Категория: ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 11 КЛАСС | Добавил: tineydgers (27.01.2016)
Просмотров: 1155 | Теги: дидактический материал по естествоз, ФГОС естествознание, естествознание 11 кл, урок естествознания в школе, онлайн-учебник естествознания | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0