Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 17:51:21
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС [74]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 11 КЛАСС [77]
РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ [42]

Развитие и старение человека

Сфинкс спросил:

– Кто ходит утром на четырёх ногах, в полдень – на двух, а вечером на трёх?

– Человек, – ответил Эдип. – В детстве, которое можно назвать утром жизни, младенец ползает на четвереньках, потом твёрдо стоит на ногах, а на закате жизни ходит с трудом, опираясь на «третью ногу» – палку.

Чудовище в отчаянии бросилось со скалы и погибло.

Из древнегреческого мифа

По своей биологической природе человек представляет собой типичный живой организм, принадлежащий к классу млекопитающих. Онтогенез человека также во многом сходен с онтогенезом других млекопитающих, хотя и имеет свои характерные особенности. В развитии любого организма выделяют две фазы: пренатальную (эмбриональную) – всё, что происходит до рождения, и постнатальную (постэмбриональную) – жизнь после рождения. Пренатальная фаза всех плацентарных млекопитающих включает одни и те же процессы: образование и дробление зиготы, стадии бластулы, гаструлы и нейрулы, внедрение зародыша в стенку матки, образование плаценты и дальнейший рост и развитие с формированием всех требуемых для последующего существования органов. Начало постнатального периода у всех млекопитающих связано с пребыванием возле матери и питанием выделяемым ею молоком. В этом отношении человек не составляет никакого исключения.

Особенности онтогенеза человека

По мере эволюции, однако, характер онтогенеза меняется. Это сказывается в первую очередь на соотношении продолжительности различных его этапов. Если, например, сравнить длительность этих этапов у самых примитивных приматов (тупай) с близкими родственниками человека (понгидами), то мы увидим, что продолжительность детства увеличивается от 6 месяцев у тупай до 6 —12 лет у понгид, а длительность жизни возрастает от 3–4 лет у первых до 50 и более лет у вторых. Вообще характерной чертой онтогенеза человекообразных обезьян и особенно человека является относительное сокращение репродуктивного периода, т. е. времени, в течение которого организм способен к размножению. Прежде всего, обратим внимание на очень долгое детство человека. Если оценивать биологическое детство как период до окончания полового созревания, то у человека оно заканчивается к 14–17 годам, т. е. составляет около 1/5 всей продолжительности жизни, в то время как, например, кошки достигают половой зрелости к 6–9 месяцам при продолжительности жизни около 15 лет, т. е. период их детства составляет всего около 1/151/20 длительности их жизни. К длительному периоду детства человека надо добавить характерный, пожалуй, только для него период юности, когда он уже достиг биологической зрелости, но ещё не достиг социальной. Поэтому общественное мнение, а часто и законодательство не одобряет в этом возрасте создания семьи, полноправного участия в общественных институтах и пр.

Также для человека характерна продолжительная жизнь после окончания репродуктивного периода, которую называют менопаузой. Она занимает около трети продолжительности жизни. Среди других животных такая менопауза наблюдается только у некоторых обезьян.

Такое нарушение пропорции жизненных периодов связано с особым социальным образом жизни человека и объясняется тем, что для него важно не только произвести потомство, как это бывает у многих животных, но и воспитать и обучить его. Вспомните, что человек без обучения является совершенно беспомощным существом. Многие насекомые, обладающие сложным поведением, получают его от рождения. Птицы и млекопитающие могут что-нибудь перенять у родителей или сородичей, но могут обойтись и без этого. Кошку не надо учить умываться и охотиться, она сможет это делать, даже если вырастет без матери. Человек же без обучения не сможет ни добывать еду, ни обслуживать себя, ни даже ходить на двух ногах, а уж тем более говорить. Для того чтобы всему этому научиться, ему требуется время. А пожилому человеку требуется время для того, чтобы научить молодых, т. е. передать им свой жизненный опыт.

Таблица 4

Границы возрастных периодов человека

А так как опыт этот большой, то и времени требуется много. Вспомните, что неандертальцы были первыми, кто лечил своих инвалидов. Они уже понимали, что если инвалид больше не в состоянии что-либо делать сам, он может рассказать, как это делать, и тем самым принести пользу общине. Вот почему у человека такое длинное детство и такая длинная старость.

Для того чтобы охарактеризовать возрастную ступень, на которой находится человек, требуется система, позволяющая разбить жизнь человека на определённые периоды. В российских медико-биологических исследованиях используется схема, которую мы приведём в несколько сокращённом виде (табл. 4).

Рост и развитие

Вплоть до юношеского возраста развитие человека неизменно сопровождается увеличением размеров его тела, т. е. ростом. Скорость роста и предел, которого он может достигнуть, определяются в первую очередь гормоном, который вырабатывается в гипофизе, – гормоном роста. Вспомните материал из курса биологии «Человек и его здоровье». Нижняя часть промежуточного мозга – гипоталамус – управляет эндокринными железами и вегетативной нервной системой, а также оказывает непосредственное влияние на главную железу внутренней секреции, расположенную прямо под ним и называемую гипофизом. Если гормона роста не хватает, то человек становится карликом, если же он выбрасывается в кровь в избытке – то гигантом, достигающим в высоту 2 м и более. В разные периоды жизни гормон роста выделяется в различных количествах, и поэтому рост человека увеличивается неравномерно (рис. 177).

Рис. 177. Идеальные кривые скорости роста длины тела здоровых мальчиков и девочек. Чётко выражены скачки роста. По наступлению всех стадий девочки опережают мальчиков. I – младенчество; C – раннее детство; J – детство; A – подростковый возраст; M – юношеский и зрелый возраст

В течение первых двух лет жизни ребёнок растёт очень быстро, его рост увеличивается на 15–20 см за год. Затем скорость роста снижается и устанавливается на постоянном уровне, равном 5–6 см в год. В период полового созревания, т. е. примерно в 11–12 лет у девочек и в 13–14 лет у мальчиков, возникает так называемый пубертатный скачок или ростовой спурт: в течение двух лет рост девочек увеличивается в среднем на 15, а у мальчиков на 18 см. После этого скорость роста резко уменьшается, и к 17 годам у девушек и к 20 у юношей рост обычно прекращается.

Изменение гормонального фона определяет не только рост, но и почти все функции организма. Каждому возрасту соответствует определённое соотношение выделяемых гормонов. Половые гормоны оказывают своё действие не только во время полового созревания и репродуктивного периода, но начинают влиять на развитие организма ещё до половой зрелости и даже в пренатальном периоде, где они формируют вторичные половые признаки. В частности, это относится к соотношению длины костей в различных частях тела. Так, у женщин, как правило, второй палец на руке бывает длиннее четвёртого, в то время как у мужчин дело обстоит как раз наоборот. Это соотношение устанавливается ещё до рождения.

Старение организма

После периода зрелости наступает постепенное старение организма, в процессе которого тоже принимают участие определённые гормоны. Причина старения организма до настоящего времени ещё не выяснена, хотя по этому поводу существует множество теорий. Во всяком случае, старение тоже, безусловно, связано с происходящей в организме гормональной перестройкой. В качестве примера приведём тот же гормон роста гипофиза. Мы знаем, что в детском и юношеском периоде он влияет на скорость роста.

Рис. 178. Долгожительница

После того как рост прекращается, гормон продолжает вырабатываться, выполняя другие функции, но к старости его образование в гипофизе резко снижается, что считают одной из причин явлений, связанных с процессом старения.

Мы пока не можем сказать, можно ли увеличить средний предельный возраст человека, который в настоящее время равен примерно 90 годам. Различие между странами с низким уровнем жизни и неразвитым медицинским обслуживанием и государствами с высоким уровнем жизни заключается в том, что в первом случае вероятность смерти человека на каждом году его жизни достаточно велика и плавно возрастает по мере его старения. Во втором же случае вероятность того, что человек умрёт в течение ближайшего года, долгое время остаётся небольшой, но затем резко увеличивается и стремительно приближается к единице, когда возраст человека достигает 90 лет. И хотя существуют отдельные долгожители, переживающие возраст в 100 лет и более, нам пока неизвестно, можно ли сделать так, чтобы этот рубеж стал нормой для большинства (рис. 178).


Проверьте свои знания

1. Что такое пренатальный и постнатальный периоды развития?

2. Объясните, почему человеку свойственны долгое детство и долгая старость.

3. Где вырабатывается гормон, регулирующий рост человека? Вспомните, какие ещё гормоны вырабатывает гипофиз и на что они влияют.

4. Что такое пубертатный скачок роста? В каком возрасте он происходит?

5. Вспомните, как называют рост, который заканчивается в определённый период жизни. У каких позвоночных животных другой тип роста? Приведите примеры. Подумайте, с чем связаны эти отличия.

6. Что вам известно о детях-«маугли»? Обсудите в классе в режиме «круглого стола», смог бы герой сказки Киплинга вернуться в человеческое общество и стать его полноценным членом в реальной жизни.

Задания

1. Проведите исследование. Измерьте длину указательного и безымянного пальцев у всех учеников класса. Подсчитайте среднее соотношение между этими длинами отдельно для девушек и для юношей. Полученные данные сравните.

2. Выясните, как увеличивался ваш рост в течение жизни. Эти данные вы можете получить из своей медицинской карты. Постройте график. На оси x укажите возраст, на оси у – скорость роста (см/год). Оцените размер вашего ростового спурта.

3. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение о существующих в настоящее время теориях старения.

4. Согласны ли вы с утверждением «Мера человечности любого общества измеряется отношением этого общества к детям и старикам»? Организуйте и проведите в классе дискуссию на эту тему.

Категория: ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 11 КЛАСС | Добавил: tineydgers (27.01.2016)
Просмотров: 1357 | Теги: дидактический материал по естествоз, ФГОС естествознание, естествознание 11 кл, урок естествознания в школе, онлайн-учебник естествознания | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0