Сфинкс спросил:
– Кто ходит утром на четырёх ногах, в полдень – на двух, а вечером на трёх?
–
Человек, – ответил Эдип. – В детстве, которое можно назвать утром
жизни, младенец ползает на четвереньках, потом твёрдо стоит на ногах, а
на закате жизни ходит с трудом, опираясь на «третью ногу» – палку.
Чудовище в отчаянии бросилось со скалы и погибло.
Из древнегреческого мифаПо
своей биологической природе человек представляет собой типичный живой
организм, принадлежащий к классу млекопитающих. Онтогенез человека также
во многом сходен с онтогенезом других млекопитающих, хотя и имеет свои
характерные особенности. В развитии любого организма выделяют две фазы:
пренатальную (эмбриональную) – всё, что происходит до рождения, и
постнатальную (постэмбриональную) – жизнь после рождения. Пренатальная
фаза всех плацентарных млекопитающих включает одни и те же процессы:
образование и дробление зиготы, стадии бластулы, гаструлы и нейрулы,
внедрение зародыша в стенку матки, образование плаценты и дальнейший
рост и развитие с формированием всех требуемых для последующего
существования органов. Начало постнатального периода у всех
млекопитающих связано с пребыванием возле матери и питанием выделяемым
ею молоком. В этом отношении человек не составляет никакого исключения.
Особенности онтогенеза человека
По
мере эволюции, однако, характер онтогенеза меняется. Это сказывается в
первую очередь на соотношении продолжительности различных его этапов.
Если, например, сравнить длительность этих этапов у самых примитивных
приматов (тупай) с близкими родственниками человека (понгидами), то мы
увидим, что продолжительность детства увеличивается от 6 месяцев у тупай
до 6 —12 лет у понгид, а длительность жизни возрастает от 3–4 лет у
первых до 50 и более лет у вторых. Вообще характерной чертой онтогенеза
человекообразных обезьян и особенно человека является относительное
сокращение репродуктивного периода, т. е. времени, в течение которого
организм способен к размножению. Прежде всего, обратим внимание на очень
долгое детство человека. Если оценивать биологическое детство как
период до окончания полового созревания, то у человека оно заканчивается
к 14–17 годам, т. е. составляет около 1/5
всей продолжительности жизни, в то время как, например, кошки достигают
половой зрелости к 6–9 месяцам при продолжительности жизни около 15
лет, т. е. период их детства составляет всего около 1/15—1/20
длительности их жизни. К длительному периоду детства человека надо
добавить характерный, пожалуй, только для него период юности, когда он
уже достиг биологической зрелости, но ещё не достиг социальной. Поэтому
общественное мнение, а часто и законодательство не одобряет в этом
возрасте создания семьи, полноправного участия в общественных институтах
и пр.
Также для человека характерна продолжительная жизнь после
окончания репродуктивного периода, которую называют менопаузой. Она
занимает около трети продолжительности жизни. Среди других животных
такая менопауза наблюдается только у некоторых обезьян.
Такое
нарушение пропорции жизненных периодов связано с особым социальным
образом жизни человека и объясняется тем, что для него важно не только
произвести потомство, как это бывает у многих животных, но и воспитать и
обучить его. Вспомните, что человек без обучения является совершенно
беспомощным существом. Многие насекомые, обладающие сложным поведением,
получают его от рождения. Птицы и млекопитающие могут что-нибудь
перенять у родителей или сородичей, но могут обойтись и без этого. Кошку
не надо учить умываться и охотиться, она сможет это делать, даже если
вырастет без матери. Человек же без обучения не сможет ни добывать еду,
ни обслуживать себя, ни даже ходить на двух ногах, а уж тем более
говорить. Для того чтобы всему этому научиться, ему требуется время. А
пожилому человеку требуется время для того, чтобы научить молодых, т. е.
передать им свой жизненный опыт.
Таблица 4
Границы возрастных периодов человека
А
так как опыт этот большой, то и времени требуется много. Вспомните, что
неандертальцы были первыми, кто лечил своих инвалидов. Они уже
понимали, что если инвалид больше не в состоянии что-либо делать сам, он
может рассказать, как это делать, и тем самым принести пользу общине.
Вот почему у человека такое длинное детство и такая длинная старость.
Для
того чтобы охарактеризовать возрастную ступень, на которой находится
человек, требуется система, позволяющая разбить жизнь человека на
определённые периоды. В российских медико-биологических исследованиях
используется схема, которую мы приведём в несколько сокращённом виде
(табл. 4).
Рост и развитие
Вплоть
до юношеского возраста развитие человека неизменно сопровождается
увеличением размеров его тела, т. е. ростом. Скорость роста и предел,
которого он может достигнуть, определяются в первую очередь гормоном,
который вырабатывается в гипофизе, – гормоном роста. Вспомните материал из курса биологии «Человек и его здоровье». Нижняя часть промежуточного мозга – гипоталамус
– управляет эндокринными железами и вегетативной нервной системой, а
также оказывает непосредственное влияние на главную железу внутренней
секреции, расположенную прямо под ним и называемую гипофизом.
Если гормона роста не хватает, то человек становится карликом, если же
он выбрасывается в кровь в избытке – то гигантом, достигающим в высоту 2
м и более. В разные периоды жизни гормон роста выделяется в различных
количествах, и поэтому рост человека увеличивается неравномерно (рис.
177).
Рис.
177. Идеальные кривые скорости роста длины тела здоровых мальчиков и
девочек. Чётко выражены скачки роста. По наступлению всех стадий девочки
опережают мальчиков. I – младенчество; C – раннее детство; J – детство;
A – подростковый возраст; M – юношеский и зрелый возраст
В
течение первых двух лет жизни ребёнок растёт очень быстро, его рост
увеличивается на 15–20 см за год. Затем скорость роста снижается и
устанавливается на постоянном уровне, равном 5–6 см в год. В период
полового созревания, т. е. примерно в 11–12 лет у девочек и в 13–14 лет у
мальчиков, возникает так называемый пубертатный скачок или ростовой
спурт: в течение двух лет рост девочек увеличивается в среднем на 15, а у
мальчиков на 18 см. После этого скорость роста резко уменьшается, и к
17 годам у девушек и к 20 у юношей рост обычно прекращается.
Изменение
гормонального фона определяет не только рост, но и почти все функции
организма. Каждому возрасту соответствует определённое соотношение
выделяемых гормонов. Половые гормоны оказывают своё действие не только
во время полового созревания и репродуктивного периода, но начинают
влиять на развитие организма ещё до половой зрелости и даже в
пренатальном периоде, где они формируют вторичные половые признаки. В
частности, это относится к соотношению длины костей в различных частях
тела. Так, у женщин, как правило, второй палец на руке бывает длиннее
четвёртого, в то время как у мужчин дело обстоит как раз наоборот. Это
соотношение устанавливается ещё до рождения.
Старение организма
После
периода зрелости наступает постепенное старение организма, в процессе
которого тоже принимают участие определённые гормоны. Причина старения
организма до настоящего времени ещё не выяснена, хотя по этому поводу
существует множество теорий. Во всяком случае, старение тоже,
безусловно, связано с происходящей в организме гормональной
перестройкой. В качестве примера приведём тот же гормон роста гипофиза.
Мы знаем, что в детском и юношеском периоде он влияет на скорость роста.
Рис. 178. Долгожительница
После
того как рост прекращается, гормон продолжает вырабатываться, выполняя
другие функции, но к старости его образование в гипофизе резко
снижается, что считают одной из причин явлений, связанных с процессом
старения.
Мы пока не можем сказать, можно ли увеличить средний
предельный возраст человека, который в настоящее время равен примерно 90
годам. Различие между странами с низким уровнем жизни и неразвитым
медицинским обслуживанием и государствами с высоким уровнем жизни
заключается в том, что в первом случае вероятность смерти человека на
каждом году его жизни достаточно велика и плавно возрастает по мере его
старения. Во втором же случае вероятность того, что человек умрёт в
течение ближайшего года, долгое время остаётся небольшой, но затем резко
увеличивается и стремительно приближается к единице, когда возраст
человека достигает 90 лет. И хотя существуют отдельные долгожители,
переживающие возраст в 100 лет и более, нам пока неизвестно, можно ли
сделать так, чтобы этот рубеж стал нормой для большинства (рис. 178).
Проверьте свои знания