Человек извечно тяготился границами, в которых жил, и всячески
старался их раздвинуть. Стремление к Неведомому, к познанию того, что
находилось за пределами родного места — дома, области, планеты, — всегда
было одним из самых его сильных чувств.
Сперва он просто смотрел по сторонам и цепко запоминал чувственно
доступную ему природу. Мир открывался ему в предметах, ни
происхождения, ни причин движения которых он и не пытался объяснить.
Вернее, он все сводил к действию туманных сил — воли богов и демонов, — и
это его вполне удовлетворяло.
Но потом родилась наука. Люди, занимавшиеся ею, старались
объяснить явления природы естественными причинами. Для этого надо было
искать истину, пользуясь определенными правилами, а не рассчитывая на
внезапное озарение.
Одно из самых первых правил ученых гласило: «Наблюдай!»
Наблюдение — очень важный метод науки, без него нельзя
представить себе ее развития. Но ведь одного этого — наблюдать — мало,
чтобы найти истину. Надо еще сделать правильные выводы из наблюденного.
Живя в деревне, можно ежедневно наблюдать, что после крика петуха
восходит солнце. Но ведь не придет же никому в голову сделать вывод:
«Солнце восходит оттого, что пропел петух». Это так же абсурдно, как
уверять, будто буря на море поднимается из-за того, что морской царь
Нептун гневается или, напротив, пляшет. Человек, создавший «петушиную
теорию» восхода солнца, должен немедленно заключить, что, когда петуху
свернут шею, солнце больше не поднимется.
Скажем так: метод наблюдения хорош, но лишь тогда, когда им пользуются с умом и толково.
Распространенным методом отыскания истины является обращение к авторитету,
то есть к старшим, или к более опытным, или к более образованным людям.
Сам по себе этот метод неплох, как и метод наблюдения. Человечество
пользовалось им с незапамятных времен, пользуется и поныне. Школьники,
студенты, все вообще любознательные люди наполняют кладовые своих знаний
главным образом с помощью авторитетов.
то же время в методе обращения к авторитету кроется и наибольшая
опасность. Основной его недостаток в том, что он ставит познающего в
полную зависимость от предполагаемых знаний поучающего. А тех знаний в
действительности может и не быть.
Не всегда «авторитет» оказывается на высоте. Ведь и поныне
кое-кто обращается к знахарям и гадалкам, а разве то, что те говорят о
будущих судьбах людей, разве их рецепты излечения с помощью заклинаний и
колдовства — правда?
Да что там знахари и гадалки! Сколько известно случаев, когда
почтенные и много сделавшие для науки люди вдруг в чем-то оступались,
утверждали заведомо неправильное, а ослепленные их авторитетом
последователи повторяли это.
Великий греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.)
сказал, например, что у мухи четыре ноги. И почти две тысячи лет все,
кто чтил Аристотеля (а его чтил весь образованный мир), вопреки
очевидности упорно утверждали то же самое.
Недостатком метода обращения к авторитету является и то, что он
не очень-то располагает к творческому мышлению, не толкает к «шевелению
мозгами». Пользоваться им всегда — это все равно что не решать самому
задачи, а сразу списывать готовый ответ из учебника.
Многие убеждены, что лучшим способом находить истину является обращение к здравому смыслу.
Само по себе это утверждение протеста не вызывает, оно вполне разумное.
Беда в том, что многие расходятся во мнениях насчет того, чтó понимать
под здравым смыслом.
Спросите, например, домохозяйку: «Сколько будет 20 миллиардов
сантиметров в секунду плюс еще 20 миллиардов сантиметров в секунду?»
Голову можно отдать на отсечение, что из ста домохозяек девяносто девять
ответят: «40 миллиардов сантиметров в секунду». Так им подсказывают их
здравый смысл и знания, полученные в школе. А физик высмеет такой ответ.
Он скажет: «Не 40, а только 27,3 миллиарда сантиметров в секунду». И
без труда докажет, что он прав, потому что его ответ вытекает из
здравого смысла современной физики. Он сошлется на главу современной
физики, называемую «Теория относительности», а та исходит из законов
природы, многократно проверенных учеными. Сомневающимся такой физик
скажет: «Ведь „здравый смысл" является продуктом человеческого разума, и
совсем не обязательно Мать-Природа должна быть устроена именно так, как
о ней думают люди» (пример со сложением скоростей и цитату я заимствую
из книги американского физика Дж. Орира «Популярная физика»).
Так как же все-таки искать истину? Что в наши дни надо признать самым надежным, самым верным методом науки?
Ответ не односложен. общем-то, он сводится к тому, что всего
надежнее пользоваться сочетанием всех методов: это позволит избежать или
сократить недостатки каждого из них в отдельности. Начинать надо с
создания достойного теоретического предположения (гипотезы), а закончить
обязательно многократной и убедительной практической проверкой.
Подытоживая, скажем. Если ты пожелал найти какую-то неизвестную пока тебе научную истину, ищи ее в такой последовательности:
начни с того, что четко сформулируй свою задачу; сам для себя ответь, что именно тебя интересует, что ты решил узнать;
затем приготовь свою гипотезу; не обязательно тебе придумывать ее целиком: ты можешь обратиться и к авторитету;
затем подумай и получи ответ на вопрос (вот тут-то уж потребуется
твоя максимальная самостоятельность): что будет, если ты поставишь опыт
и действительно окажешься прав? Как это выразится в опыте? Составь,
короче говоря, прогноз;
практически проверь гипотезу. Для физической или химической
задачи это будет эксперимент; в математике — написание верного уравнения
и решение его; в истории — соответствие полученных выводов всем другим
перекрещивающимся свидетельствам истории, и т. д.;
получив практический ответ, сравни его со своим прогнозом;
сделай окончательный, четкий и совершенно честный вывод: прав ли
был ты в своих теоретических предположениях или не прав? Если нет, начни
сначала, ко сперва построй уже другую гипотезу (может быть, и не очень
сильно отличающуюся от первой).
Главное, ты должен помнить: чтобы все поверили в твое «открытие»
(особенно если оно — открытие и для других), ты должен доказать на
множестве примеров, что все практические результаты, когда бы и кто бы
их ни получал, не противоречат твоим выводам. Тут невозможны никакие
компромиссы. Нельзя сказать: «Сто результатов подтверждают мои выводы,
не подтверждает лишь один, но это ведь пустяк!»
Одного-единственного «пустяка», не согласующегося с выводами
«теории», вполне достаточно, чтобы пустить ее под откос. Дело в том, что
природа не знает пустяков. Все в ней происходящее всегда полно
глубокого, большого смысла, всегда отражает более или менее
непосредственно какую-то фундаментальную закономерность. |