Следить за новостями, вылавливать в океане литературы все
относящееся к любимой области науки, запоминать, перерабатывать в
сознании детали — все это отнимает больше времени, чем изучение основ.
Но специалисту это нужно, специалист как раз и ценен накопленными
сведениями о деталях; а раз так, значит, существует и проблема: как,
тратя меньше времени, вбирать возможно больше сведений (информации).
Нет оснований опасаться, что мозг не выдержит за некоторым
пределом: умственная мощность человека, его способность понимать и
запоминать практически беспредельны. Представление об этом дают
следующие данные. Головной мозг человека состоит из 14–20 миллиардов
мельчайших нервных образований — нейронов. Это они — кладовые
человеческого ума. А загружено только четыре процента их… Даже принимая
во внимание, что часть нейронов мы унаследовали от далеких предков —
рыб, ящериц, обезьян, что они являются пережитками, рудиментами, все
равно у нас еще огромные запасы неиспользованной умственной мощности. Мы
могли бы без особой тренировки уже сейчас запоминать раз в пятнадцать
более того, что знаем.
Все же путь простого механического насыщения человеческого сознания деталями, путь узкой специализации — сегодня пережиток.
Можно заметить, что чем ýже специалист, тем сложнее терминология,
которой он пользуется, тем непонятнее его язык для непосвященных.
Отталкиваясь от других, такой узкий специалист и других отталкивает от
своей области, от желания познать ее. Многие рассуждают: «Если уж даже
специалисту так трудно докопаться до истины, что он изобретает новые
понятия и сочиняет сложные формулы, то мне, неспециалисту, лучше и не
подступаться».
Путь узкой специализации недостоин современного человека, потому
что принижает его, не увеличивает, а ограничивает общий кругозор: детали
вытесняют главное.
Даже самые талантливые люди уже не могут охватить единым взором
все здание науки. Но если они все же не стараются это сделать, они
невольно наносят ущерб развитию собственного дела: у соседа может
оказаться то, что им необходимо для толчка вперед, но толчок не
получается из-за незнания соседских дел.
Увлечение деталями суживает специализацию. Отсюда шаг до
положения, о котором говорят: «Этот человек идет к тому, чтобы в будущем
знать все ни о чем».
Чтобы стать хорошим специалистом, нужны талант и время. Так
рождается парадокс: «Чем способнее человек, тем дольше должен он
учиться, чтобы затем наилучшим образом применить свои знания; но пока
обучится — состарится и потеряет способность отдавать знания». Нет, не детали, а большие философские идеи науки должны служить
главной пищей ненасытного разума человека нашей эпохи. Только это его
достойно, только видение впереди широких горизонтов науки способно дать
ему истинное творческое удовлетворение и счастье.
А как же обстоит дело с практической необходимостью знать и детали?
Ответ может быть один: с этим лучше всего справляются машины —
электронно-счетные, различные кибернетические устройства и т. п.,
значит, на них это и надо возложить.
Фактически так и происходит: тенденция современного
научно-технического прогресса — перелопачивать второстепенное, отбирать
из него при помощи машин все нужное специалисту.
Машина тем быстрее находит требуемую информацию, чем больше
счетных операций производит в секунду. Теперь уже построены и работают
электронно-счетные машины со скоростями в сотни тысяч операций в секунду
(одна такая машина может «прочитать» в течение часа около десяти
миллионов книг). На повестке дня — создание машин со скоростями в
миллионы операций в секунду.
На помощь таким сравнительно «тупым» (потому что они
механические, «нерассуждающие») искателям информации, по-видимому, в
скором времени придут более «умные», «соображающие» машины.
Уже в наши дни создается интеллектроника — машины, выполняющие
некоторые виды интеллектуального труда: доказательство сложных теорем,
вывод формул, построение обобщающих теорий и т. п. Можно ли сомневаться в
том, что в ближайшие десятилетия интеллектроника, ничуть не принижая
человека, оставляя ему больше времени для глубокого мышления и тонких
радостей, разовьется до фантастических, с нашей точки зрения,
возможностей. Другая важная перспектива — «бинокли для ума». Известно, что у
человека процессы ввода информации в сознание совершаются в несколько
раз медленнее, чем логические процессы переработки информации,
протекающие в мозгу. Еще в десять раз медленнее протекают процессы
вывода данных и команд. Человек медлителен в своих действиях, но он
отнюдь не тугодум, напротив: разум быстро принимает нужные решения,
только вот нерасторопны помощники — руки и язык. Впрочем, их нельзя
винить: уж слишком медленно по нервам (куда медленнее, чем по проводам)
идет приказ «сделать то-то и то-то». Если же вдобавок мозг
распоряжается: «Да побыстрее!», помощники начинают спешить и, конечно,
часто ошибаются.
Не от этого ли такие характерные опечатки машинисток и всех
вообще, кто быстро пишет, как перестановка букв в написанном слове
(«монжо» вместо «можно», «сиал» вместо «сила» и т. п.)? логическом
процессе переработки информации мозг дал правильный ответ, подобрал
нужный набор слов и букв, а руки, торопящиеся выполнить приказание,
сбиваются и путают.
Ученые приступили к созданию устройств, убыстряющих вводные и
выводные процессы мыслительной и нервно-психической деятельности
человека. Устройства эти управляются биотоками и в будущем получат,
вероятно, такое же широкое практическое применение и распространение,
как сегодня бинокли или очки. Только если оптические приборы позволяют
во много раз увеличивать силу зрения, то биотоковые устройства
пригодятся как «бинокли для ума», точнее — для его оперативной
деятельности.
Страх перед чрезмерной специализацией, с одной стороны, перед
необходимостью увеличивать сроки обучения людей — с другой, исчезнет с
развитием интеллектроники, «биноклей для ума» и прочих хитроумных
изобретений кибернетики. Индивидуальная культура, культура личности,
будет несомненно повышаться с каждым годом, потому что такова тенденция
общественного развития.
На примере своей страны мы видим, что дает человеку сочетание
прогресса общества и прогресса техники и наук: больше свободного
времени, больше возможности занять его делами, не относящимися к главной
специальности трудящегося: спортом, музыкой, слушанием лекций,
встречами с интересными людьми и т. д.
Узкая специализация — это нечто вроде детской болезни умственного
прогресса человечества. Нет сомнения, что, когда люди вступят в
подлинную пору своей зрелости — в эпоху коммунизма, — болезнь эта
исчезнет без следа.
|