После замечательных открытий Фарадея оставался лишь один шаг до создания электромашин.
Что же такое электромашины? Это моторы, преобразующие
электрический ток в механическое движение, и генераторы, выполняющие
обратную задачу – превращения механического движения в электрический
ток.
Первый в мире электромотор создал Фарадей, причем
принцип его действия долго оставался непонятным, да и сейчас его
понимают только специалисты по униполярным машинам. Но уже
электромагнитный самовращатель венгерского изобретателя Аньоша Едлика,
построенный им в 1828 г., напоминает современные коллекторные
электродвигатели, работающие обычно на постоянном токе. Такой ток дают,
например, гальванические батареи или аккумуляторы.
Принцип работы самовращателя Едлика заключается в
автоматическом перемагничивании электромагнита таким образом, чтобы его
полюса поменялись местами, в зависимости от положения этого
электромагнита. Едлик поместил электромагнит с сердечником на острие
опоры, как стрелку компаса, а оба конца его обмотки опустил в две
полукруглые чашечки со ртутью, изолированные друг от друга. К одной
чашечке был подключен положительный полюс батареи, а к другой –
отрицательный. Чашечки со ртутью играли роль обычных токосъемников,
только с гораздо меньшим трением. Над электромагнитом находилась
обмотка, подключаемая к источнику тока. В принципе эту обмотку вполне
можно было бы заменить обычным постоянным магнитом, что мы для простоты и
сделаем. Можно было вообще обойтись без этого магнита, памятуя, что
сама Земля тоже магнит, и что как стрелка компаса, так и электромагнит
на ее месте установятся во вполне определенном положении – от одного
полюса к другому.
Если электромагнит Едлика при подаче в него тока уже
находился в таком положении, ничего не изменится – он только еще более
утвердится в таком положении, и сдвинуть его с места будет трудно. Но
если электромагнит находился в произвольном положении, то при подаче в
него тока он развернется, чтобы занять устойчивое – от полюса к полюсу –
положение. Однако чашечки со ртутью расположены так, что, подойдя к
своему устойчивому положению, электромагнит оказывался переключенным.
Концы обмоток перескакивали в другие чашечки, полюса электромагнита
менялись местами, и, проскочив по инерции устойчивое положение, он снова
стремился занять его, но уже новое, под углом 180° к предыдущему. При
подходе к этому новому устойчивому положению, все повторялось, и
электромагнит постоянно вращался (рис. 369). Рис. 369. «Самовращатель» А. Едлика:
1 – электромагнит; 2 – обмотка; 3 – изоляция
В дальнейшем ртутные полукольца были заменены медными
пластинами, концы обмоток несли на себе графитовые контакты – щетки, но
принцип действия электромотора остался тем же. Разве только число
полюсов вращающегося электромагнита – якоря или ротора – увеличили,
увеличилось и число медных пластин на концах обмоток, и их стали
объединять в коллектор. Две пластины на коллекторе остались разве только
у самых маломощных моторчиков для игрушек или моделей. Потом постоянные
магниты на неподвижной части электромотора – статоре – заменили на
электромагниты и получили почти то, что мы видим в электромашинах
сегодня. На некоторых из машин постоянного тока, правда, остались
постоянные магниты – где для простоты, где для экономичности – их ведь
не надо питать током (рис. 370). Рис. 370. Схема работы электромашины постоянного тока
Если мы подаем в такую электромашину ток, ротор или
якорь начинает вращаться, передавая вращение валу. Если мы сами вращаем
вал электромашины, то можем снимать со щеток или с обмоток статора ток.
Не все электромашины одинаково хорошо работают в режимах как
электромотора, так и генератора. Например, автомобильный стартер для
запуска двигателя – типичный электромотор, но он никуда не годится как
генератор. А современный автомобильный генератор – такой же негодный
электромотор. Но есть электромашины, одинаково хорошо работающие и как
мотор, и как генератор, их называют обратимыми.
Чаще всего такими бывают электромашины постоянного тока.
Подключим небольшой электромоторчик с постоянным магнитом, хотя бы от
детской электрифицированной игрушки, к батарейке. Его ротор станет
вращаться, совершая работу, например поднимая груз. А теперь подсоединим
к моторчику вместо батарейки лампочку от карманного фонаря и отпустим
груз падать. Падая, груз вращает ротор моторчика, ставшего на время
генератором, и лампочка зажигается (рис. 371, а). В этом опыте
проявилось свойство обратимости электрических машин. Это свойство
достаточно широко используется в технике, в частности при накоплении и
выделении энергии, ее рекуперации. Рис. 371. Преобразование механической энергии в электрическую с помощью электрогенератора (а) и первый генератор Фарадея (б)
Электромашины, как моторы, так и генераторы, пригодные
для практического использования, появились сразу же после открытия
Фарадея (рис. 371, б). Причем создание первого генератора практически
современного типа, связано с событием, скорее похожим на легенду, чем на
быль. Но тем не менее случай этот был в действительности.
Через несколько недель после открытия явления
электромагнитной индукции некто принес в патентное бюро конструкцию
генератора с постоянными магнитами, подписавшись лишь инициалами П. М.
Для того времени конструкция эта была неожиданной и новой. Ведь первые
электромашины старались делать похожими на паровые машины – с
коромыслами, золотниками, кривошипами и шатунами. Но конструкция машины
П. М., ее основные черты, по отзыву академика М. П. Костенко, «…были
настолько правильны, что на много лет определили конструкции машин
позднейших изобретателей». К сожалению, так и не удалось установить
личность этого таинственного П. М.
В 1838 г. электромоторы появились на первом
электромобиле, родившемся гораздо раньше первого автомобиля с двигателем
внутреннего сгорания. Он был построен англичанином Р. Девидсоном в
Лондоне и там же опробован.
В том же 1838 г. российский инженер Б. С. Якоби
установил электромотор своей конструкции на катер длиной 8,5 и шириной
2,1 м, в котором помещалось 16 человек. Катер произвел сенсацию при
испытаниях на Неве в Санкт-Петербурге, так как мог двигаться не только
по течению реки, но и против. Не следует забывать, что мощность
двигателя была всего 0,5 кВт, ничтожная по сегодняшним меркам. Питался
электрокатер, как и электромобиль, от гальванических элементов.
С тех пор основы конструкции электромашин постоянного тока принципиально не менялись. |