Да, что-то около этого, потому что первый тепловой, а
именно паровой, двигатель придумал не Джеймс Уатт, как многие думают, а
уже известный нам Герон Александрийский почти 2 тысячи лет назад.
Но еще раньше, более 2 тысяч лет назад, Архимед придумал
и построил паровую пушку, которая тоже была некоторым образом паровой
машиной, хотя и однократного действия. Пушка эта называлась сложно –
архитронито (переводится с греческого как «сверхгром» или «супергром»).
Что за человек был Архимед? Ведь он сделал для науки и
техники гораздо больше, чем в состоянии сделать один человек. Великий
римский оратор Цицерон так сказал об Архимеде: «Я полагаю, что в этом
сицилийце было больше гения, чем может вместить человеческая природа».
А вот как писал об Архимеде античный историк Плутарх:
«И нельзя не верить рассказам, будто он был тайно
очарован некоей сиреной, не покидавшей его ни на миг, а поэтому забывал
он и о пище, и об уходе за телом, и его нередко силой приходилось тащить
мыться и умащаться, но и в бане он продолжал чертить геометрические
фигуры на золе очага и даже на собственном теле, натертом маслом,
проводя пальцем какие-то линии, – поистине вдохновленный музами, весь во
власти великого наслаждения. Архимед был человеком такого возвышенного
образа мыслей, такой глубины души и богатства познаний, что о вещах,
доставлявших ему славу ума не смертного, а божественного, не пожелал
написать ничего, но, считая сооружение машин и вообще всякое искусство,
сопричастное повседневным нуждам, грубым и низменным, все свое рвение
обратил на такие занятия, в которых красота и совершенство пребывают, не
смешиваясь с потребностями жизни».
В рукописях Леонардо да Винчи сохранились эскизы и описания архитронито. Эскизы приведены на рис. 265. Рис. 265. Архитронито Архимеда. Эскизы Леонардо да Винчи: 1 – ствол; 2 – жаровня; 3 – водяной бачок
Главной частью этого орудия является ствол 1. Задняя
часть ствола примерно на треть длины помещена в жаровню 2. Правее и выше
жаровни мы видим водяной бачок 3 с краном. Перед стрельбой в ствол
вводят ядро, раскаляют на жаровне заднюю часть ствола и вводят в нее из
бачка с помощью крана порцию воды. Вода мгновенно превращается в пар,
который своим давлением выбрасывает ядро. Леонардо считал, что орудие
способно бросать ядро весом 1 талант (24 кг) на расстояние шести стадий
(чуть более 1 км).
Наш современник грек И. Саккас построил модель
архитронито по эскизам Леонардо. Ядро этой модели – теннисный мячик,
заполненный цементом, пролетел 40 м. Скромно, но ведь это всего лишь
модель.
Есть все основания считать архитронито тепловым
двигателем – в нем есть цикл сжатия, который происходит одновременно с
нагревом, а расширение пара – в процессе движения ядра в стволе. Но
все-таки настоящим паровым двигателем в полном смысле этого слова,
непрерывно действующим и выделяющим энергию в виде вращения, был,
конечно же, эолипил Герона Александрийского. Эол в древнегреческой
мифологии – бог ветров. Отсюда и название машины.
Сосуд с водой шарнирно соединялся двумя трубками с полым
шаром, содержащим два сопла, загнутых в одну и ту же сторону
(рис. 266). Когда под сосудом разводили огонь, пар по трубкам попадал в
шар и по соплам вырывался наружу. Древние не знали, что такое пар, они
думали, что вода при нагревании переходит в горячий воздух. Сам
Аристотель об этом говорил, поэтому и Герон был уверен, что из сопел
вырывается горячий ветер. Рис. 266. «Эолипил» – турбина Герона Александрийского
Как и положено реактивной турбине, она, шипя и свистя,
начинала быстро вращаться. Однако турбина не выполняла никакой полезной
работы, хотя вполне могла бы это делать. По этому же принципу сейчас
работают центробежные маслоочистители на автомобилях, только вместо пара
там из сопел вырывается масло.
Лишь в XVII в. эолипил Герона или его аналог нашел
практическое применение. В 1629 г. римский архитектор Дж. Бранка
опубликовал книгу «Различные машины», где рассказал о своем изобретении.
Тот же резервуар с водой в виде человеческой головы, та же турбина
(только не реактивная, а активная с лопатками), с приводом на тяжелые
песты для дробления руды (рис. 267). Рис. 267. Паровая ступа Дж. Бранка: 1 – котел; 2 – сопло; 3 – турбинное колесо
Первое применение паровой машины в качестве водяного насоса опять же принадлежит Герону Александрийскому (рис. 268). Рис. 268. Тепловой двигатель-насос Герона Александрийского:
1 – резервуар; 2, 6 – трубки; 3 – шар; 4 – сифонная трубка; 5 – сосуд
Устройство имеет резервуар 1, заполненный водой. На
крыше резервуара укреплены шар 3 и сосуд 5. Верхняя часть полости шара 3
сообщена с водяным объемом резервуара 1 трубкой 2. Водяной объем шара 3
соединен с сосудом 5 сифонной трубкой 4. Устройство устанавливается на
месте, открытом солнечным лучам. В солнечную погоду шар 3 нагревается, и
давление пара в нем увеличивается. Под давлением пара вода из шара 3
поступает в трубку 4. После заполнения трубки 4 вода начинает поступать в
сосуд 5. Перекачивание воды происходит как под действием избыточного
давления в шаре 3, так и вследствие сифонного эффекта, т. е. сосуд 5
заполняется водой и в пасмурную погоду до тех пор, пока уровни в вазе и
шаре не сравняются. Избыток воды из сосуда 5 сбрасывается в резервуар 1
по трубке 6. Ночью шар 3 охлаждается, и пар, заполняющий верхнюю полость
шара, конденсируется. При этом в шаре образуется вакуум, т. е. давление
падает ниже атмосферного. Под действием образовавшейся разности
давлений по трубке 2 в шар 3 начинает поступать вода из резервуара 1.
Так происходит заполнение шара 3 перед последующим дневным циклом.
Напоминает описанный ранее «вечный двигатель» для
поливки огурцов. Не хватает только клапанов и теплицы с огурцами. Обидно
даже, как этот Герон сумел всех опередить!
Но практического применения все эти машины в античном
мире не нашли. Была дешевая сила животных и рабов, и машины тогда были
лишь в качестве игрушек.
Первые промышленные паровые машины появились в Англии в
виде водяных насосов для откачки воды из шахт и рудников. Раньше эту
работу выполняли животные на ступальных колесах. На некоторых рудниках
число лошадей, работающих на откачке воды, достигало 500. Угледобывающая
промышленность Англии буквально гибла от непомерной стоимости откачки
воды из шахт. Вот тут-то и появилась необходимость в тепловой машине,
которая, потребляя имеющиеся в избытке уголь и воду, могла бы заменить
лошадей. И первой паровой машиной, откачивавшей воду из рудников,
была «огненная машина» английского военного инженера Томаса Севери
(1650—1715). Томас Севери получил патент на свою машину в 1698 г. Эта
машина (рис. 269) имела один сосуд 1, верхняя часть которого соединялась
трубкой 7 с котлом 2. Котел имел предохранительный клапан 4 и трубку 3
для заполнения котла водой. К сосуду 1 присоединялись также всасывающая
трубка 12 с клапаном 11 и нагнетающая трубка 6 с клапаном 10. Машина
была снабжена баком 8 с краном 9. При открытии крана 5 пар из котла 2
подавался в сосуд 1, выгоняя оттуда воду по трубке 6. Клапан 10 при этом
открыт, а клапан 11 закрыт. В конце нагнетания кран 5 закрывался, и
через кран 9 в сосуд 1 подавалась холодная вода. Пар в сосуде 1
охлаждался, конденсировался, и давление падало, засасывая туда воду по
трубке 12. Клапан 11 при этом открывался, а клапан 10 закрывался. Так
как необходимо было периодически поворачивать оба крана – 5 и 9, их
соединили пластиной.
В машине Севери, как и у Герона, использовались как избыточное давление пара, так и вакуум, возникающий при конденсации пара. Рис. 270. Первая поршневая атмосферная машина Т. Ньюкомена:
1 – тяга; 2 – груз; 3; 8 – цепи; 4; 6 – плечи балансира; 5 –
балансир; 7 – бачок; 9 – поршень; 10 – цилиндр; 11; 13 – краны; 12 –
котел
Но настоящий переворот в технике принесли лишь поршневые
паровые машины. Среди их создателей первым был англичанин Томас
Ньюкомен (1663—1729), кузнец по профессии, инженер-самоучка. Он сам
устанавливал машины Севери на рудниках и хорошо знал об их недостатках –
невозможности откачки воды из глубоких шахт.
В машине Ньюкомена мощностью 7,5 кВт, построенной в
1725 г., установленные в шахте насосы приводились длинной тягой 1
(рис. 270), подвешенной вместе с грузом 2 с помощью цепи 3 на одном из
плеч 4 балансира 5. Другое плечо 6 балансира такой же цепью 8 было
соединено с поршнем 9, установленным в вертикальном цилиндре. Пар в
цилиндр 10 подавался из котла 12 с помощью крана 11. Этот кран
открывали, когда поршень находился в нижнем положении. Избыточным
давлением пара поршень поднимался в верхнее положение. Совершался
холостой ход, тяга 1 опускалась.
В верхнем положении поршня кран 11 закрывался.
Одновременно открывался кран 13, и в цилиндр впрыскивалась холодная вода
из бачка 7. Пар в цилиндре конденсировался, в результате чего в нем
создавался вакуум. Под действием атмосферного давления поршень
опускался. Совершался рабочий ход, и тяга 1 поднималась.
Таким образом, машина Ньюкомена была скорее атмосферной,
чем чисто паровой, так как рабочий ход у нее осуществлялся не давлением
пара, а именно атмосферным давлением. Атмосферные машины были огромной
величины при скромных мощностях. Кстати, атмосферная машина русского
инженера-самоучки И. Ползунова (1728—1766), заработавшая через неделю
после его смерти, тоже была громадной по размерам. Да и КПД таких машин
был ничтожно мал. Рис. 271. Схема работы паровой машины: а и б – прямой и обратный ход поршня
Первой настоящей паровой поршневой машиной (подчеркнем
это, так как вообще первая паровая машина – все-таки эолипил Герона!)
была машина, созданная Джеймсом Уаттом (1736—1819) в Англии в 1774 г.
(рис. 271). Только в его машине именно пар своим давлением осуществлял
рабочий ход поршня. Даже первая машина Уатта оказалась вдвое экономичнее
машин Ньюкомена, не сравнивая уже их размеры. КПД лучших машин Уатта
достигал фантастической величины в… 2,7 %! Нам эта цифра смешна, но
именно машины Уатта изменили промышленную энергетику, именно они
превратили XIX в. в век пара.
Но все-таки эолипилы, или паровые турбины, оказались
победителями среди паровых машин. Они единственные служат и сейчас на
тепловых и атомных электростанциях, мощных судах (рис. 272). Их КПД на
порядок выше, чем у машин Уатта, не говоря уже о мощностях в сотни
мегаватт! Хитрый грек Герон и в этом опередил всех – он открыл паровую
турбину! Рис. 272. Паровая турбина большой мощности |