Существуют легенды, что затонувшие в океане корабли не
ложатся на дно, а повисают на некоторой глубине, путешествуя, как
подводные «летучие голландцы», вместе с океанскими течениями. Жюль Верн в
своем романе «Двадцать тысяч лье под водой» даже описывал неподвижно
висящее в воде затонувшее судно, причем затонувшие корабли якобы
догнивали, свободно вися в воде.
Справедливо ли это, или корабли все-таки достигают дна?
Давление воды в глубинах океана действительно достигает огромных
величин. На глубине 10 м вода давит с силой 10 Н на 1 см2
погруженного тела, на глубине 100 м – 0,1 кН, 1 000 м – 1 кН и т. д.
Океан же может иметь глубину в несколько километров, достигая в самых
глубоких частях Тихого океана более 11 км. Можно подсчитать, какое
огромное давление должны испытывать вода и плавающие в ней тела на этих
глубинах.
Если пустую закупоренную бутылку опустить на большую
глубину и затем извлечь вновь, то обнаружится, что давление воды вогнало
пробку внутрь бутылки. Будучи закупоренной крепче, бутылка эта будет
раздавлена давлением воды. Опыты такие проводились и подтверждали это.
Куски дерева, погруженные на глубину 5 км, после извлечения на
поверхность оказались настолько спрессованными, что тонули в воде. На
глубине Марианского желоба – 11,5 км – давление достигает почти 120 МПа.
Существует мнение, что из огнестрельного оружия, опущенного на такую
глубину (разумеется, если не будет поврежден механизм, вода не проникнет
внутрь заряда и т. п.), нельзя выстрелить. Это мнение отражено в
популярных книгах по физике, и автор даже видел рисунок пистолета,
который лежал на дне океана, и при выстреле из него пуля так и не
вылетела.
Так вот, давление в стволе при выстреле из пушки
достигает 400 МПа, из автомата – 270 МПа, у пистолета – немного
поменьше, в зависимости от его типа. Так что выстрелить это оружие
сможет. Вопрос только в том, вылетит ли пуля из ствола. Вот тут-то так
просто не ответишь. В конце выстрела давление в стволе сильно падает,
оно в ряде случаев может оказаться ниже 120 МПа. Но это тогда, когда
пуля летит, а порох горит. Если же пуля наглухо закупорит ствол,
неизвестно, до какой величины поднимется давление – ведь порох-то
продолжает догорать. В воздухе при заклинке пули часто ствол
разрывается, особенно у охотничьих ружей. В воде при таком давлении
ствол не разорвет, и вопрос о том, вылетит пуля из ствола или нет,
остается открытым…
Говорят, что столь чудовищное давление так уплотнит
воду, что корабли и прочие тяжелые предметы зависнут в ней и не будут
тонуть, как, например, железо не тонет в ртути. Однако подобное мнение
не обосновано. Опыт показывает, что вода, как и вообще все жидкости,
мало поддается сжатию. Подвергнутая давлению 0,1 МПа вода сжимается
всего только на 1/22 000 долю своего объема и примерно также продолжает
сжиматься при дальнейшем возрастании давления. Если бы мы захотели сжать
воду до такой плотности, чтобы в ней плавало железо, необходимо было бы
уплотнить ее в 8 раз. Между тем для уплотнения только вдвое, то есть
сокращения объема наполовину, необходимо давление 1 100 МПа, или 1,1 ГПа
(1,1·109 Па). Это соответствует глубине 110 км ниже уровня океана, чего быть не может!
Английский физик Тэт сделал интересные вычисления, что
если бы земное притяжение внезапно прекратилось и вода сделалась
невесомой, то уровень воды в океане поднялся бы в среднем на 35 м,
вследствие того, что сжатая вода приобрела бы нормальный объем. Океан
затопил бы при этом громадную территорию суши в 5 000 000 км2!
В самом глубоком месте океана вода уплотнена на 5 %. Это
почти не может повлиять на условия плавания в ней различных тел, тем
более что твердые предметы, погруженные в такую воду, также подвергаются
этому давлению и, следовательно, тоже уплотняются.
Поэтому многие ученые, в том числе Я. И. Перельман, делают вывод, что «не может быть ни малейшего сомнения
в том, что затонувшие корабли покоятся на дне океана». Не оставляется
шанса даже для перевернутых килем вверх кораблей. Вот что пишет об этом
Я. И. Перельман:
«Мне приходилось слышать такое возражение. Если
осторожно погрузить стакан вверх дном в воду, он может остаться в этом
положении, так как будет вытеснять объем воды, весящий столько же,
сколько стакан. Более тяжелый металлический стакан может удержаться в
подобном положении и ниже уровня воды, не опускаясь на дно. Точно так же
может остановиться на полпути и опрокинутый вверх килем крейсер или
другое судно. Если в некоторых помещениях судна воздух окажется плотно
запертым, то судно погрузится на определенную глубину и там остановится.
Не мало ведь судов идет ко дну в перевернутом состоянии,
и возможно, что некоторые из них так и не достигают дна, оставаясь
висеть в темных глубинах океана. Достаточно было бы легкого толчка,
чтобы вывести такое судно из равновесия, перевернуть, наполнить водой и
заставить упасть на дно, но откуда взяться толчкам в глубине океана, где
вечно царит тишина и спокойствие и куда не проникают даже отголоски
бурь?
Все эти доводы основаны на физической ошибке.
Перевернутый стакан не погружается в воду сам – его надо внешней силой
погрузить в воду, как кусок дерева или пустую закупоренную бутылку.
Точно так же и опрокинутый килем вверх корабль вовсе не начнет тонуть, а
останется на поверхности воды. Оказаться на полпути между уровнем
океана и его дном он никак не может».
Автор считает, что серьезный ученый должен оставить хоть «малейшее сомнение» в
чем бы то ни было. Тем более что мнение о «зависших» кораблях разделяют
многие моряки. Дело в том, что на кораблях часто имеются герметичные
отсеки. И если эти отсеки не повреждены и в них остался воздух, то он не
сжимается давлением воды, оставаясь прежнего объема. Поэтому корабль,
имея общую плотность выше поверхностной плотности воды океанов (почти
всегда менее плотной – по причине и более высокой температуры, и меньшей
солености), начинает погружаться, и когда достигает холодных (а в
глубине океанов температура +4 °C, при этом плотность ее максимальна) и
более соленых ее слоев, зависает на неопределенное время.
Вот вам и подтверждение легенды о блуждающих зависших затонувших кораблях! |