Можно ли «оживить» истощенную батарейку? Некоторые
умельцы знают, как сделать это: через разряженную сухую батарейку
особыми импульсами пропускают ток. Эту операцию порой проделывают по
нескольку раз. Однако она ненадолго восстанавливает элемент.
Постойте, постойте! Как бы там ни было, получается, что
гальванический элемент – тот же аккумулятор! Заряжая его электрическим
током, восстанавливая, мы накапливаем в нем электроэнергию, которую
затем расходуем. Так ли это?
Оказывается, и так и нет. Прежде всего, не каждый
элемент можно подзарядить. Нельзя это сделать, например, с элементом, в
котором присутствуют два жидких электролита. Таков, например, элемент
Даниэля, где две разные жидкости разделены пористым стаканчиком.
Постепенно просачиваясь через стаканчик, электролиты смешиваются,
реагируют друг с другом и выделяют ток. Этот элемент, если он уже
отработал свой срок, не восстановить.
Другие элементы с твердыми электродами в принципе
подзаряжаются, накапливают энергию, но процесс накопления так
неэкономичен и неэффективен, что многие считают его излишним.
Накапливается только ничтожная часть поданной на элемент электроэнергии,
а сам элемент после нескольких таких зарядок разрушается. Чтобы стать
хорошим накопителем, гальванический элемент должен достаточно хорошо
переносить процесс зарядки. Этого наконец удалось добиться в середине
XIX в.
В 1859 г. французский ученый и инженер Гастон Плантэ
провел любопытный опыт, внешне очень похожий на опыт Вольты. Как и
Вольта, Плантэ построил гальванический элемент, однако в качестве
электродов он взял две свинцовые пластины, в обычных условиях покрытые
пленкой окиси свинца. Электролит был все тот же – разбавленная серная
кислота. Плантэ подключил к электродам источник постоянного тока и
некоторое время пропускал ток через свой элемент, совсем как при
подзарядке сухих элементов. Потом он отключил ток и подключил к
электродам гальванометр. Прибор показал, что элемент Плантэ стал сам
вырабатывать электроток и при этом выделял почти всю энергию,
затраченную на зарядку. Зарядку можно было повторять большое число раз –
элемент неизменно работал исправно, не разрушался, подобно сухим
батарейкам.
Этот гальванический элемент назвали элементом второго
рода, или аккумулятором. Как же происходит накопление энергии в
аккумуляторе Плантэ? При пропускании тока через электролит из серной
кислоты на свинцовой пластине, соединенной с отрицательным полюсом
источника тока – катодом, выделяется водород, который восстанавливает
окись свинца в чистый свинец. На электроде, соединенном с положительным
полюсом – анодом, выделяется кислород, который окисляет окись свинца до
перекиси. Аккумулятор зарядится, когда катод целиком станет чистым
свинцом, а анод – перекисью свинца. Тогда между электродами окажется
наибольшее напряжение.
Соединяя пластины-электроды проводником с потребителем,
расходуя энергию, мы разряжаем аккумулятор. Направление тока при
разрядке противоположно тому, что было при зарядке. Положительно
заряженная пластина будет восстанавливаться водородом, а отрицательная –
окисляться кислородом. Как только пластины станут одинаковыми,
аккумулятор прекратит давать ток. Надо повторить зарядку.
Ясно, что энергия в этом аккумуляторе накапливается в
виде вполне осязаемого вещества – свинца, переходящего с выделением
энергии в перекись свинца. Сам процесс накопления и выделения энергии
здесь происходит иначе, чем в чисто электрических аккумуляторах –
конденсаторах. Поэтому такой аккумулятор принято называть
электрохимическим. Рис. 322. Автомобильный свинцово-кислотный аккумулятор
В конструкциях автомобильных свинцово-кислотных
аккумуляторов (рис. 322) ученые постарались как можно больше увеличить
поверхность электродов, не нарушая при этом их прочности. Ведь именно от
величины поверхности зависит мощность аккумулятора. Сейчас пластины
аккумулятора изготовляются в форме свинцовых решеток, покрытых перекисью
свинца (положительный электрод) и губчатым свинцом (отрицательный
электрод). Электролитом служит 25—35%-й водный раствор серной кислоты.
Заряженный автомобильный аккумулятор имеет напряжение (точнее –
электродвижущую силу) на клеммах 2 – 2,2 В. При разрядке это напряжение
падает, и когда оно достигает 1,8 В, разрядку обычно прекращают, иначе
решетка из свинца может слишком истончиться в ходе реакции, и пластины,
потеряв прочность, рассыплются.
Вы хотите узнать, что будет с аккумулятором, если
попробовать хотя бы кратковременно получить от него ток большой
мощности? Тогда включите стартер, питаемый от аккумулятора, но без
подачи топлива в двигатель. Двигатель, естественно, не заведется, а
через 15—20 секунд стартер начнет сбавлять обороты. Еще через некоторое
время он вообще остановится. Будет полное впечатление, что аккумулятор
разрядился и больше из него «выжать» ничего нельзя. Но потом, спустя
несколько минут, стартер снова заработает! Откуда берутся силы у
аккумулятора? Не может же он, как живое существо, отдыхать?
В самом деле, поведение аккумулятора и живого организма
здесь поразительно похожи. При усталости мышц от интенсивной работы их
сила резко снижается, и нужно время, чтобы она восстановилась. Человек
сделает гораздо больше, если он будет работать равномерно, с постоянной,
но небольшой по мощности нагрузкой. Например, если попытаться взбежать
на 20-й этаж дома, с одного раза это вряд ли получится, потребуется
отдых. Да и усталость после этого будет ощущаться немалая. А если идти
спокойно, то 20 этажей можно преодолеть без особой усталости.
Так и в аккумуляторе: при включении его на большую
мощность серная кислота, которая была в порах пластин, быстро
израсходуется, в результате реакции она превратится в воду, и выделение
тока прекратится. Только через некоторое время, когда серная кислота
постепенно вновь заполнит поры, можно опять разряжать аккумулятор.
Поэтому разряжают и заряжают аккумуляторы (это касается
практически всех видов электрохимических аккумуляторов) обычно с
достаточно малой нагрузкой, небольшими токами и продолжительное время –
несколько часов. Здесь и кроется один из главнейших недостатков
электрохимических аккумуляторов – их малая мощность, приходящаяся на
1 кг массы аккумулятора, так называемая удельная мощность, или плотность
мощности.
Свинцово-кислотные аккумуляторы весьма экономичны,
однако они и капризны, часто портятся, недолговечны. К тому же свинец –
сравнительно редкий и дорогой металл, а кислота опасна в обращении.
Естественно, что ученые стали искать новые материалы и новые принципы
работы аккумуляторов. Так возник второй основной тип электрохимических
аккумуляторов – щелочные аккумуляторы. Создание их тесно связано с
именем знаменитого американского ученого и изобретателя Томаса Эдисона
(1847—1931). В аккумуляторах электролитом служит уже не кислота, а
щелочь – 20 %-й раствор едкого кали. Пластины изготовлены из стальных
решеток с карманами в них. У положительных пластин карманы заполнены
смесью, содержащей окись никеля, а у отрицательных – губчатым кадмием.
Корпус щелочного аккумулятора стальной, что придает устройству большую
прочность.
Щелочные аккумуляторы дороже кислотных и менее
экономичны. Но, несмотря на это, положительные их качества преобладают –
они неприхотливы, прочны, долговечны. Поэтому они все больше входят в
технику. Например, на троллейбусах применяются именно такие накопители.
Их можно видеть в транзисторных приемниках, телефонных и слуховых
аппаратах, карманных фонариках и других устройствах. Во многих
радиоприборах присутствуют миниатюрные аккумуляторы, тоже щелочные,
называемые кнопочными, так как они внешне напоминают кнопку. Ценность их
в том, что они герметично закрыты, совершенно нечувствительны к
перезаряду, не требуют ухода. Обычные крупные аккумуляторы этим
похвастать не могут.
На некоторых спутниках связи и космических станциях
применяются очень дорогие, но зато великолепные по своим характеристикам
серебряно-цинковые щелочные аккумуляторы. Им нипочем ни большие токи,
ни низкие (до – 60 °C) температуры. Плотность энергии, накапливаемой в
них, в 5 раз выше, чем у кислотных аккумуляторов, а плотность мощности –
вдвое выше.
Но серебро нынче дорого, а будет еще дороже. Много
серебра идет на технические нужды, вот оно и кончается. Так что ставку
на эти аккумуляторы делать не стоит, особенно если речь идет о массовом и
мощном потребителе, как, например, электромобили. |