С магнитами связаны многочисленные проекты «вечных двигателей», которые оказалось довольно трудно разоблачить.
В хронологическом порядке это выглядит так. Еще в
XIII в. средневековый исследователь магнитов Пьер Перигрин де Марикур
утверждал, что если магнитный камень обточить в виде правильного шара и
направить его полюсами точно по оси мира, то такой шар завертится и
будет вертеться вечно.
Сам де Марикур такого опыта не делал, хотя магнитные
шары у него были, и другие эксперименты он с ними проделывал. Видимо, он
считал, что сам недостаточно точно изготовил шар либо направил его
полюсами не по оси мира. Но он настойчиво советовал читателям изготовить
и опробовать магнитный вечный двигатель, добавляя: «Если выйдет, вы
насладитесь, если нет – вините свое малое искусство!»
У этого же автора имеется описание еще одного «вечного
двигателя» – зубчатого колеса с зубьями из стали и серебра через один.
Если поднести к этому колесу магнит, утверждал де Марикур, колесо придет
во вращение. Здесь де Марикур был очень близок к постройке хоть и не
вечного, но по крайней мере теплового, двигателя, который в то время
несомненно сочли бы за «вечный». Но об этом после, а пока о «настоящих»
«вечных двигателях».
Любителей изготовлять магнитные «вечные двигатели» было
великое множество. Английский епископ Джон Вилькенс в XVII в. даже
получил официальное подтверждение изобретения им «вечного двигателя», но
от этого последний не заработал. На рис. 331 показан принцип его
действия. По мысли автора, стальной шарик, притягиваемый магнитом,
поднимается по верхней наклонной плоскости, но, не достигнув магнита,
проваливается в отверстие и катится по нижнему лотку. Скатившись, он
снова попадает на прежний свой путь и так вечно продолжает свое
движение.
На самом деле все выходило иначе. Если магнит был силен,
то шарик не проваливался в отверстие, а перескакивал через него и
прилипал к магниту. Если магнит был слаб, то шарик останавливался на
полдороге на нижнем лотке, либо не сходил с нижней точки вообще. А вот
«вечный двигатель», который построил сам автор в детстве, и был очень
удивлен, когда тот не заработал.
В круглую пластмассовую коробочку, посаженную на спицу,
как колесо на ось, помещался стальной шарик. Спереди нужно было поднести
магнит, и коробочка-колесо должна была завертеться на спице (рис. 332).
Еще бы: шарик притягивался магнитом, поднимался по стенке коробочки,
как белка в колесе, как та же белка начинал, падая вниз, крутить колесо.
Однако колесо вертеться не хотело. Как выяснилось, шарик под действием
магнита поднимался, прижимаясь к стенке коробки, и падать вниз не
собирался. Рис. 331. Магнитный «вечный двигатель» Д. ВилькенсаРис. 332. «Вечный двигатель» с магнитом и шариком: 1 – пластмассовая коробка; 2 – магнит; 3 – стальной шарик
Но существуют и реальные магнитные двигатели, которые с первого взгляда похожи на вечные.
Еще сам Гильберт заметил, что если железо сильно
нагреть, то оно совершенно перестает притягиваться магнитом. Сейчас
температуру, при которой железо, сталь или сплавы теряют магнитные
свойства, называют точкой Кюри, по имени физика Пьера Кюри, объяснившего
это явление. Если бы эти магнитные свойства не терялись, то раскаленные
болванки в кузницах можно было бы переносить магнитами, что очень
заманчиво.
Но это свойство позволило создать так называемую
магнитную мельницу, или карусель. Подвесим на нити деревянный диск или
поставим его на стальную иглу подобно стрелке компаса. Затем воткнем в
него несколько спиц и приставим сбоку полюс сильного магнита (рис. 333).
Чем не зубчатое колесо де Марикура? Разумеется, как и то колесо, наша
мельница вращаться не будет, пока мы не нагреем соседнюю с магнитом
спицу в пламени горелки и легким толчком не сообщим вращение. Нагретая
спица уже не притягивается к магниту, а следующая стремится к нему, пока
не попадет в пламя горелки. А пока нагретая спица пройдет полный круг,
она остынет и снова притянется магнитом. Рис. 333. Магнитная карусель: 1 – стальные спицы; 2 – магнит; 3 – пламя
Чем не вечный двигатель? А тем, что на вращение его
уходит энергия горелки. Стало быть, этот двигатель не вечный, а
тепловой, в принципе такой же, как на автомобилях и тепловозах.
Работающие на этом же принципе магнитные качели легко
построить и самому. Небольшой железный предмет подвесим на проволоке к
вершине стойки качелей. Легче всего взять длинный кусок железной
проволоки и скатать ее конец в небольшой комочек. Затем на небольшую
подставку положим магнит, направленный одним полюсом вбок. Будем
придвигать подставку с магнитом к подвешенному железному комочку, пока
он не притянется к магниту. Рис. 334. Магнитные качели: 1 – магнит; 2 – комок железной проволоки; 3 – пламя
Теперь подставим под качели спиртовку, свечу или другую
горелку так, чтобы комочек оказался над самым пламенем (рис. 334). Через
некоторое время, нагревшись до точки Кюри, он отпадет от магнита.
Раскачиваясь в воздухе, он снова охладится и опять притянется к полюсу
магнита. Получатся интересные качели, которые будут раскачиваться до тех
пор, пока мы не уберем горелку.
Комочек, скатанный из проволоки, хорош для опыта тем,
что он и нагревается, и охлаждается быстрее, чем, например, цельный
стальной шарик. Поэтому и раскачиваться такие качели будут чаще, чем с
шариком на нити.
В практике этот принцип иногда используют для
автоматической закалки мелких стальных предметов, например игл. Холодные
иголки висят, притянутые магнитом, и нагреваются. Как только они
нагреются до точки Кюри, то перестают притягиваться и падают в
закалочную ванну.
Обычное железо имеет достаточно высокую точку Кюри: 753
°C, но сейчас получены сплавы, для которых точка Кюри ненамного
превышает комнатную температуру. Нагретый солнечным теплом, такой
материал, особенно окрашенный в темный цвет, уже немагнитен. А в тени
магнитные свойства восстанавливаются, и материал снова может
притягиваться. Например, у металла гадолиния точка Кюри всего 20 °C.
Изобретатель и журналист А. Пресняков создал на этом
принципе двигатель, непрерывно качающий воду в жаркой пустыне. Солнце
сполна обеспечивает его своей энергией. Построена даже тележка,
автоматически двигающаяся навстречу Солнцу и даже электролампе
(рис. 335). Такие двигатели, работающие на чистой и даровой энергии
Солнца, очень перспективны, особенно при освоении Луны и других планет.
Чем не «вечные двигатели», о которых мечтал де Марикур? Рис. 335. Тележка А. Преснякова: 1 – магнит; 2 – обод из материала с низкой точкой Кюри |