Средневековая Европа. Процветает схоластика, алхимия, не
сидят без работы и астрологи. Странный и страшный период в истории
Европы, когда на несколько веков она погрузилась во мрак отсталости и
невежества.
О маховиках тогда, конечно, никто и не думал. Да и о
каких маховиках могла идти речь, когда «ученые мужи» были заняты
поисками «философского камня», изгнанием дьявола, размышлениями на тему:
«Сколько ангелов уместится на булавочной головке?»
Но почти через тысячу лет после гибели высокоразвитого в
техническом отношении античного Рима в Европе постепенно опять начинают
заниматься делом. Медленно, но верно развиваются технические науки,
появляются машины. Машины поначалу были несложные, приводимые в движение
вручную с помощью рукояток.
Тот, кто пробовал завести двигатель автомобиля
рукояткой, хорошо знает, как это трудно. А каково же было людям
средневековья? Для того чтобы машина работала, им приходилось крутить
рукоятки с утра до вечера, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в
год. Будучи, по существу, «живыми двигателями» средневековых машин, они
быстро выбивались из сил, производительность их труда заметно падала. И
вот однажды кто-то догадался снабдить рукоятку маховиком. Это позволило
значительно облегчить труд работников. Отныне маховик стали применять в
самых различных технических устройствах.
Характерным примером использования маховика в старинных
машинах может служить ковшовый водоподъемник XV века, колесо которого
должен был поворачивать вручную специально нанятый для этого работник. В
те моменты, когда человеку было удобно вращать рукоятку, укрепленный на
ней достаточно большой маховик «принимал» у него часть энергии и
возвращал ее тогда, когда крутить рукоятку становилось уже неудобно. В
результате и человек меньше утомлялся, и машина работала более
равномерно.
Другой пример – поршневой насос конца XV – начала XVI
века. Помимо неудобства пользования рукояткой, здесь требовалось
преодолеть еще одну сложность. Когда поршень поднимал воду, крутить
рукоятку было намного тяжелее, чем во время его спуска. И нередко
случалось так, что при подъеме у работника просто не хватало сил
провернуть рукоятку, оказавшуюся в неудобном для него положении.
Применение маховика позволило решить эти проблемы. Старинный поршневой насос с маховикомСтаринная лесопильная машина с маховиком
Даже тогда, когда машины стали приводить в движение с
помощью водяного колеса, маховик не утратил своего значения. В XVI веке,
например, его использовали в машинах для распиловки досок. Поднимать
пилу вверх было легко: в это время она не пилила – наклон зубьев был в
другую сторону, опускать же – совсем непросто, ведь при этом и
происходила собственно распиловка доски. Без маховика пила бы часто
застревала в доске, и водяное колесо не в силах было бы протянуть ее
дальше. Теперь же маховик, разгоняясь при свободном ходе пилы вверх,
отдавал ей свою энергию при рабочем ходе вниз. Пила не застревала, и
дело шло быстро. Маховик здесь был уже гораздо больше по размерам и
массе, чем на ручных машинах, – мощность тут требовалась большая. Паровая машина с маховиком
В XVIII веке изобрели паровой двигатель, а в XIX –
двигатель внутреннего сгорания. Оба поршневые. Главный же недостаток
поршневой машины – неравномерность выделения энергии, неравномерность
хода. Машина выделяет энергию лишь в момент подачи пара в цилиндр или в
момент сжигания в нем горючего. Все остальное время она только расходует
энергию на свое прокручивание. Это необходимо, чтобы машина не
остановилась.
Тут-то и пригодился маховик. Посаженный на вал
двигателя, маховик при сжигании горючего, то есть при рабочем ходе
машины, накапливает энергию, а потом за счет нее сам прокручивает машину
для подготовки следующего рабочего хода. Если кто-нибудь думает, что
автомобиль постоянно приводится в движение двигателем, то он ошибается.
Часть времени машину тянет двигатель, а часть – именно маховик. И
изрядные расстояния автомобиль проезжает за счет маховика. Правда, такой
маховик накапливает очень незначительную энергию по сравнению с другими
аккумуляторами той же массы, поэтому претендовать на роль
«энергетической капсулы» он не может.
Часто маховик присутствует в машинах незримо, он
«замаскирован» в них под какую-то деталь, но выполняет самую что ни на
есть «маховичную» работу. Те, кто бывали на заводе, наверное, видели там
механические ножницы. Мотор с помощью ремня крутит шкив, а от этого
шкива приводится в движение нож. На первый взгляд, шкив как шкив. А будь
он полегче, не такой массивный, каким его изготовили, не сработали бы
тогда ножницы, уперевшись в заготовку, – и нож сразу бы остановился.
Только маховик, «замаскированный» в этом случае под шкив, позволяет за
счет накопленной энергии развивать огромные силы и мощности, необходимые
для работы. Один из первых двигателей внутреннего сгорания с маховиком
«Маскируется» маховик обычно под шкивы, муфты, зубчатки,
колеса и другие круглые, а подчас и не совсем круглые детали. В самом
деле, почему бы и не использовать свободный обод маховика для размещения
на нем ремня или зубьев? Это очень даже удобно.
Кстати, уж коли мы заговорили про колеса, то
велосипедные колеса – настоящие маховики, на которые надеты шины. Но
здесь используется главным образом другое свойство маховика –
гироскопический эффект. Это он помогает сохранять устойчивость
велосипеду, как и волчку – игрушке, наблюдая за вращением которой этот
эффект был впервые подмечен.
Более 200 лет тому назад английский изобретатель Серсон
попытался использовать это свойство волчка для создания «искусственного
горизонта» – особого прибора, крайне необходимого в мореплавании: ведь
нередко из-за тумана естественного горизонта не видно. Этот прибор нужен
был морякам для астрономических наблюдений, чтобы выяснить, где
находится в данный момент корабль. Раньше применяли для этих целей
отвес, но при волнении на море отвес сильно раскачивался наподобие
маятника и «поймать» горизонт было невозможно.
Судьба оказалась несправедливо жестокой к изобретению и к
самому изобретателю. Фрегат «Виктори», на котором был установлен
«искусственный горизонт», потерпел крушение – Серсон погиб. О его
изобретении лет на сто забыли. Маховичный пресс
Свойство маховика сохранять ось вращения в пространстве
поначалу поражало меня, как, впрочем, и каждого, кто впервые сталкивался
с этим свойством. Только позже я понял, чем оно объясняется. Но уже до
этого, наблюдая гироскопический эффект, я твердо решил применить его при
создании маховичной «энергетической капсулы».
|