Трудности эти касались изготовления «железа», то есть
научных экспериментальных установок. И тут научные работники
использовали различные «средства» – в зависимости от места своей работы.
А «средства» эти, например для сотрудников вузов были
такими: кто-нибудь из работников завода обязательно учился на вечернем
отделении, тогда мало кто имел высшее образование, а для руководства
завода оно было очень желательно. Заключался «джентльменский» договор:
вы нам – установку, а мы вам – оценку, а деньги, если и проплачивались,
то только для проформы.
Такой «бизнес» цвел махровым цветом в городе Тольятти,
где я тогда жил и работал в Политехническом институте. Вуз в городе был
один, и все руководство тольяттинских заводов стройными рядами
подрядилось помогать нашей науке. Это был период расцвета вузовской
науки – экспериментальные стенды и установки изготовлялись «за милую
душу», вернее, за положительную оценку. Конечно, были и производственные
трудности, о которых я хочу рассказать. Эти трудности касались
изготовления и испытаний рекуператора энергии торможения для автобуса. С
директором завода – моим студентом-«вечерником», договоренность была
достигнута, и работа пошла…
На стадии проектирования почти каждую ночь меня озаряли
новые идеи, а утром конструктор с ужасом узнавал, что чертежи опять надо
переделывать. Наконец документация была готова, ее размножили и отдали
на завод, где после долгих уговоров согласились изготовить «этакую
маленькую модельку». Начальник производства, увидев чертежи, наотрез
отказался от работы, заявив, что это не «моделька», а настоящая адская
машина, и что она «не пойдет», то есть не будет работать. С полчаса мы
препирались, пока я не спросил, а почему, собственно, «не пойдет»?
– Был у нас тут один доцент, – ответил начальник
производства, – мы ему сделали тоже инерционный, но не рекуператор, а
грохот. Грохот не работал. Стало быть, и ваш не будет.
Я столь же убедительно возразил:
– То был доцент, а я профессор, и наша конструкция будет работать.
Короче говоря, машину все-таки, не без вмешательства директора, запустили в производство. И тут началось…
Прежде всего корпус, в котором должен был вращаться
маховик, изготовили меньшего диаметра, чем сам маховик. Пробовали
затолкнуть его туда прессом, но я категорически запротестовал. Тогда
решили расточить корпус и обточить маховик. Обрабатывая корпус, начисто
срезали ему один бок, а обтачивая маховик, сбили ему центровку –
появилась статическая неуравновешенность. На корпус наварили длинную
латку, после чего его ужасно искривило, и подшипники не полезли в
гнезда. Маховик переточили и к статической добавили динамическую
неуравновешенность. Я совершенно было потерял голову, но заводчане,
воспользовавшись моей вынужденной командировкой, затолкнули все-таки
маховик в корпус на стотонном прессе и, выкрасив агрегат в голубой цвет,
торжественно передали нам. Пришлось принять, хотя я и заметил им, что
можно было не трудиться и не красить, во всяком случае, поверхности
трения. Но радушные за-водчане ответили, что для хороших людей им ничего
не жалко, и отгрузили рекуператор.
Для стендовых испытаний рекуператора институт выделил
нам подвал в только что выстроенном здании. Стояла холодная зима, а в
подвале было тепло, и это нас радовало. Мы целыми днями разбирали
рекуператор на детальки и исправляли заводские дефекты. Убедились, что
стотонный пресс на заводе работает хорошо: выпрессовать маховик мы так и
не смогли. Пришлось заливать в корпус азотную кислоту и таким
неслыханным способом выпрессовывать, а заодно и балансировать маховик.
Помогали нам энтузиазм и сноровка, мешали пары азотной кислоты и темнота
в наглухо закупоренном подвале.
Основные дефекты мы ликвидировали, оставалось только
собрать рекуператор. Детальки были аккуратно разложены на полу,
завернуты в бумажки и пронумерованы, на потолке горела недавно
установленная лампочка, а в просверленную в потолке щелку проникало
дыхание наступающей весны. Я спокойно уехал в командировку отчитываться о
проделанной работе, поручив лаборанту сборку рекуператора, которую
нужно было провести не торопясь, тщательно, а самое главное, соблюдая
чистоту деталей и смазки.
Ох уж эта весна! Какую злую шутку сыграла она с нами!
Вернувшись из командировки в радужном настроении, я заглянул в наш
подвал и… обомлел. При тусклом свете лампы невозмутимый лаборант с
сигаретой в зубах стоял в болотных сапогах чуть не по пояс в грязной
воде. В руках он держал шланг, по которому мощная помпа гнала глинистый
раствор наружу, через спасительную щелку в потолке. Подвал не был
гидроизолирован, и в него прорвались талые воды. Две недели откапывали
мы ржавые детали, узлы и, отчаявшись очистить их от грязи и ржавчины,
собирали рекуператор как попало.
Настало время посылать агрегат заказчику для установки
его на автобусе. Наученный горьким опытом, я тщательно гидроизолировал
ящик для рекуператора и только после этого отправил груз на товарную
станцию. Но и этой предосторожности оказалось недостаточно. По дороге
крышку ящика повредили, и на завод он пришел полный воды. Рекуператор
плавал в ней, как огурец в рассоле.
Установив наш агрегат на автобусе и убедившись, что он
не работает, заказчик возвратил его нам обратно вместе с автобусом.
Опять грязегидравлические испытания, теперь по ноябрьским дорогам.
Пробуем пустить машину сами – передача разлетается на куски. В чем дело?
Ого! Приваривая ушко для крепления, сварщик заказчика прожег корпус и
накрепко приварил к нему маховик.
Наконец выкатили автобус во двор. Машиной управлял
лаборант, а рекуператором с заднего сиденья – я. Договорились подавать
сигналы друг другу свистками: один долгий – тормоза отпустить, два
коротких – нажать. Предстартовая нервозность сыграла свою роль, и я,
запуская рекуператор, вместо одного длинного свистка дал два коротких.
От обломков передачи пришлось спасаться бегством.
Я заметил, что каждый новый ремонт рекуператора занимал у
нас все меньше времени. Мы привыкли к постоянному ремонту и не вылезали
из-под автобуса. Нас даже прозвали «Карлсонами, которые живут под
автобусом». Оттуда я консультировал студентов, там же выслушивал
институтские новости и подписывал бумаги. Зимой мы примерзали спиной к
асфальту. Нас вытаскивали из-под автобуса заботливые студенты.
Опять наступила весна. Мы вывели автобус бережно, как
норовистого коня. Выбрали тихую улочку, разогнались, и я уверенно
включил рекуператор. Но это я лишь решил, что включил его. На самом деле
я перепутал тумблеры, которые были заменены только накануне, и вместо
«пуска» включил «аварийную остановку». Полетела прочнейшая стальная
лента, связывающая маховик с колесами машины. Тут же склеили ее клеем N
88. Попробовали катить автобус – катится. Остановили – что-то с глухим
стуком упало на асфальт. Глянули под автобус – батюшки, кардан!
Поставили кардан, поехали. Снова включили рекуператор – не работает.
Остановились, выбежали, осмотрели – ничего непонятно. Я в сердцах
стукнул по нему кулаком – и автобус пошел – сам! – плавно набирая
скорость. Едва догнали его. Теперь работает, и еще как – экономит почти
половину горючего!
|