Прослеживая мысленно все этапы работы аккумулятора, я
вдруг понял, что под впечатлением своей неудачи с воздуховозом упустил
из виду очень существенный момент. Действительно, решив бороться с
расширением и охлаждением газа после выхода его из баллона, я совсем не
подумал о том, что почти то же самое происходит одновременно и внутри
баллона. С каждым мгновением газа в нем становится все меньше и меньше,
газ все больше расширяется, давление его падает, а следовательно,
снижается и количество выделяемой энергии. И если сначала мы получаем с
литра сжатого газа огромную энергию, то потом, когда давление его
приближается к атмосферному, в аккумуляторе уже не энергия, а пшик.
Хорошо бы не давать газу расширяться так сильно, подумал
я. Допустим, с 50 МПа довести давление этак до 20 и на этом
остановиться. Не так уж и трудно это сделать, если, например, взять
цилиндрический баллон и начать перемещать внутри него поршень. И
охлаждение было бы значительно меньше, и газ можно было бы не выпускать в
атмосферу, оставляя его все в том же герметичном баллоне, просто
увеличивая его объем. А это, в свою очередь, позволило бы использовать
не только воздух, но и более подходящий для сжатия газ, поинертнее,
скажем, азот или гелий. Дело в том, что воздух под большим давлением
окисляет смазку, которая присутствует везде и всюду, а азот и гелий –
нет. Гидрогазовый аккумулятор
Кстати говоря, чисто воздушный аккумулятор чем-то
напоминает резиновый – и тут и там упругое тело (воздух, резина) само
взаимодействует с рабочим органом, непосредственно совершает работу. А
вот резина и привязанный к ней шнурок разделяют обязанности – резина
энергию накапливает, а шнурок совершает работу. Шнурок нерастяжим, и
поэтому ему легче взаимодействовать с рабочим органом, например с осью
колеса. Будь тут одна резина, было бы много потерь энергии из-за трения.
Недаром когда-то в рогатке поместили кусок кожи между резинкой и камнем
– так сказать, рабочим телом. Без этой кожи рогатка стреляла бы гораздо
хуже.
Надо бы придумать что-нибудь подобное и для воздушного
аккумулятора, решил я. И поиски привели меня к уже давно известному
устройству, принцип работы которого заключался в следующем.
Заливаем в баллон со сжатым газом машинное масло и
разделяем их поршнем или резиновой диафрагмой. Сжатый газ давит на
поршень, тот на масло, а оно уже поступает под давлением в гидромашину,
которая очень похожа на пневмодвигатель или даже на паровую машину – те
же цилиндры, поршни, золотники. Только вместо газа или пара гидромашину
приводит в действие масло. Масло не сжимается, поэтому потерь энергии в
такой машине во много раз меньше, чем в воздушном пневмодвигателе. Да и
смазки не нужно – машинное масло само прекрасно смазывает трущиеся
детали. Несжимаемое масло здесь как раз играет роль нерастяжимого
шнурка.
Это тоже был аккумулятор – гидрогазовый, то есть
состоящий из жидкости – масла – и газа. Но наряду с преимуществами перед
чисто воздушным аккумулятором он имел и свои недостатки.
Главный недостаток – требовалось много масла. Чем более
емкий аккумулятор мы хотим сделать, тем больше в нем должно быть сжатого
воздуха. Масла, естественно, понадобится столько же, сколько и воздуха,
не меньше. И еще – проходя через гидромашину, масло свободно стекает в
бак – тяжелый, громоздкий, тем большего размера, чем больше масла. Если
учесть, что здесь используется не один, а сразу несколько баллонов со
сжатым воздухом и маслом, то можно себе представить, как это все
увеличит размеры и массу аккумулятора!
Нет, размышлял я, так дело не пойдет. Куда мне такая
громадина? Один только бак чего стоит… А нельзя ли обойтись совсем без
него?
Половину баллона сначала занимает сжатый газ, вторую
половину – масло. Попробуем сузить баллон посередине, между жидкостью и
газом, поставив там запорный клапан. Изменим таким же образом и другие
баллоны аккумулятора. Теперь сделаем вот что: пусть масло находится в
нижней половине первого баллона, сжатый газ – в верхней. В остальных
баллонах оставим сжатый газ только в верхних половинах, нижние оставим
пустыми, а запорные клапаны перекроем. Причем последний баллон выполним
только из нижней половинки.
Итак, весь газ сжат, энергия в нем накоплена – все готово к совершению работы. Сможет ли аккумулятор работать без бака? Гидрогазовый аккумулятор без бака
Открываем запорный клапан первого баллона и выпускаем
масло под давлением в гидромашину. Но после гидромашины направляем масло
уже не в бак – его ведь нет, – а в пустую нижнюю половину следующего
баллона. Когда он заполнится, открываем запорный клапан этого баллона, и
масло, отработав в гидромашине, поступает в третий баллон. И так далее,
при любом количестве баллонов, при любой емкости аккумулятора. В конце
работы остается только заполненная маслом нижняя половинка последнего
баллона. Все в порядке, энергия выделяется!
Зарядка аккумулятора должна происходить в обратной
последовательности. Мы крутим гидромашину, и масло своим давлением
поочередно сжимает газ в баллонах, переходя из одного в другой, при этом
предыдущий баллон используется в качестве бака. Аккумулятор заряжен!
Это была уже действительно победа! Использовать в
аккумуляторе огромной емкости постоянный небольшой объем масла и
обойтись совсем без бака – раньше это казалось мне просто фантастичным.
Чтобы проверить правильность своих расчетов, я обратился
к специалистам-гидравликам. И тут я по-настоящему оценил народную
поговорку: «ум хорошо, а два лучше». Специалисты многое поправили в моей
схеме, нашли такие «тонкости», о которых я и не подозревал.
Разработанные нами впоследствии устройства были признаны изобретениями.
И все же полного удовлетворения у меня не было.
Пристально изучая воздушный аккумулятор, я убедился, что при сильном
сжатии многие газы просто-напросто сжижаются, и дальнейшее сжатие, если
оно даже возможно, уже не дает желаемого эффекта.
Оказалось также, что нельзя закачивать газ под очень
большим давлением в один баллон – не выдержит, разрушится стенка
баллона, даже если она сделана из толстой стали. Надо помещать один в
другой несколько баллонов, постепенно повышая давление от внешних к
внутренним. Однако полноценным аккумулятором станет только внутренний,
самый малый баллон, где наиболее высокое давление. Остальные будут
практически балластом.
Значит, повышать давление более 40—50 МПа для
аккумулирования энергии в сжатом газе невыгодно, то есть энергетический
«потолок» здесь невысок. И хотя такие аккумуляторы в общем-то нужны и
полезны, моей «капсулы» тут не найти.
Время шло, а «энергетическая капсула» продолжала пока оставаться мечтой.
|